Утерянный шанс. Но есть надежда…

Итак, главой района как и планировалось где-то там, стал Чингис Баирович Маншеев. Фактически Тунка осталась в том же состоянии стагнации, разбегания населения и курортов, не работающих на народ. За это теперь кроме главы района несут полную ответственность избравшие его почти единогласно депутаты и не несет ответственности народ Тунки, ожидания по меньшей мере части которого депутаты не оправдали.
Хорошо это или плохо — покажет время.

Но была альтернатива, была.
Бэлигто Гармаевич Замбулаев предоставил программу, позволяющую преодолеть проблемы района. Не маншеевские сказочки на тему «в Еловке мы построим ФАП», а вполне реальную.
Мы ее публикуем.
В адекватность районной администрации верится слабо, им и так хорошо. Но есть, есть все-таки надежда на то, что здравый смысл возобладает и хоть что-то из запланированного будет сделано.

***
Для разработки программы действий на посту главы МО «Тункинский район», мною получен следующий опыт работы:

  1. Семь лет работы специалистом финансового управления МО «Тункинский район», дали мне возможность изучить бюджетное законодательство.
  2. Восемь лет работы в Контрольно-счетной палате, дали мне возможность проанализировать социально-экономическое развитие района.
  3. Работа в МО СП «Кыренское», МО СП «Аршан», дали опыт работы взаимодействия с населением.
  4. Есть опыт работы директором АУ КБЛ «Нилова-Пустынь»

Самыми острыми проблемами, которые существуют в нашем районе, считаю:

  1. Откровенно слабая работа Администрации МО «Тункинский район» в части строительства инженерной инфраструктуры.
  2. Усиливающуюся миграцию населения, одной из главных причин которой является безработица.
  3. Мусор
  4. Дороги местного значения.

Инженерная инфраструктура.

         Начиная с 2016 года производится ремонт автодороги «Туран — водолечебница «Нилова Пустынь» — Хойто — Гол» на участке км 0+000 — км 10+200, в феврале 2021 года заключен новый контракт с ООО «Байкалснабстрой», по графику работы объем выполненных работ должен был составить 5.8 млн.руб., но как мы видим работы даже не начинались.

  В п. Аршан нарушены сроки окончания работ по проведению водовода, согласно муниципального контракта, но заказчиком не выполняются, условия контракта, а именно п. 12 — если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта(ч. 3 ст. 715 ГК РФ);

— если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).

12.3.При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

         Следует отметить, что подрядчиком работ, проводимых в Аршане является ООО «Структура», которая выполняла работы «Подъезд от федеральной автомобильной дороги «Тунка — площадка солнечного телескопа к с. Улбугай», в ходе которой были выявлены нарушения повлекшие возбуждение уголовного дела против заместителя главы МО «Тункинский район» Маншеева Ч.Б.

Все это следствие отсутствия должного опыта работы.Полномочия которыми наделено, сельское поселение с 2-х миллионным годовым бюджетом, нельзя сравнить с полномочиями муниципального района  годовой бюджет которого составляет более 761 млн.руб.

Усиливающаяся миграция населения,

Основными причинами по которым население Тункинского района уезжает в другие регионы это:

  1. Отсутствие возможности заработать.
  2. Отсутствие возможности дать детям качественное образование.
  3. Получить качественную медицинскую помощь.

Не секрет в том, что во многих школах не хватает педагогов «предметников», из-за этого молодые семьи вынуждены покидать родные села, а  наши больницы не в полной мере укомплектованы врачами. В период с 2016 года численность населения Тункинского района уменьшилась на 1088 человек.

(Примечание «Тунка24». Это официальные данные, не учитывающие скрытую миграцию, повышенную смертность 2020 года, прочие факторы. На самом деле — гораздо, гораздо больше.)

Решением всех озвученных проблем в сложившейся в настоящий момент ситуации считаю, развитие и подъем экономики района.

Основным направлением развития экономики должно стать сельское хозяйство, затем туристическая деятельность.

(Примечание «Тунка24». Во-от! Район, не способный себя обеспечить продуктами, и туризм нормально развивать не сможет. Единственный из кандидатов, поставивший сельское хозяйство во главе угла, как главный двигатель подъема экономики района!)

Сельское хозяйство

Залогом успешного развития сельского хозяйства является его кооперация и эта тенденция, которая сложилась в самых развитых странах мира. Частникам сложно вести племенную работу, приобретать дорогостоящую технику, производить ремонт и обслуживание. Трудности также представляет отсутствие специалистов в производстве кормовой базы для животноводства. Элементарно частник не может квалифицированно подготовить и собрать документы для получения господдержки.

Ярким примером ведения прибыльного сельского хозяйства является недалеко от нас расположенный Усольский свинокомплекс, где выручка только за 9 месяцев 2020 года составила 5 миллиардов рублей. Основным залогом успешной работы, по мнению его руководителя, стал законченный цикл производства продукции, от кормовой базы до потребителя. Также много прибыльных сельхозпредприятий находятся в Новосибирской области, хотя среднегодовая температура там ниже, чем у нас. Технологии развития сельского хозяйства шагнули далеко вперед, как в плане качества продукции, так и в плане снижения себестоимости продукции.

В нашем районе по официальным данным из 6014 паев, зарегистрированы 131 пай, то есть всего 2,1 процента, соответственно подлежат сомнению данные Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Тункинский район» на период до 2035 года. Озвученный в муниципальной целевой программе СПоК «Хуторок» за 2020 год показал нулевой доход.

Вот выдержка из муниципальной целевой программы:

Площадь сельскохозяйственных угодий района составляет 102 тыс.га, из них пашня составляет 28 тыс.га, сенокосы – 30 тыс.га, пастбища – 34,12 тыс.га. Сельским хозяйством занимается 44,9 % постоянного населения. На территории района функционирует 1 сельскохозяйственное предприятие, 69 ИП и крестьянско-фермерских хозяйств, 7504 ЛПХ, 3 кредитных потребительских кооперативов, 9 перерабатывающих и пищевых организаций. В хозяйствах населения – 84 % сельскохозяйственных угодий, 95% поголовья крупного рогатого скота, 65 % свиней, 80 % овец и коз, производится более 92% валовой продукции сельского хозяйств.

Обеспеченность населения района продуктами собственного производства за 2017г. составил: по молоку – 289 %, по мясу – 253 %, по яйцу – 36 %, по картофелю – 319 %, по овощам –127 %, по зерну – 29,2 %.

То есть при суточной норме потребления 500 грамм, потребность всего населения в 20 000 человек составляет 10 тонн, при несложных подсчетах превышение составляет 18,9 тонн молока в день или в денежном выражении при средней стоимости литра молока 50 рублей 945000 рублей. Но на прилавках магазинов мы невидим произведенного в нашем районе молока.

Ежегодно земли сельскохозяйственного назначения забрасываются, зарастают деревьями, то есть ежегодно наносится экономический ущерб сельскому хозяйству. Не ведется специалистами племенная работа, соответственно ухудшается качество КРС и это также наносит ущерб сельскому хозяйству.

Сельскохозяйственная техника используемая для заготовки кормов устаревает, тем самым повышая себестоимость продукции. А ведь именно добавочная стоимость, является основным фактором развития всех отраслей экономики.

Выделяемые средства на поддержку сельхозтоваропроизводителей, не достигают целевых показателей. Как пример тот же СПоК «Хуторок» выделенные 10 миллионов рублей, не принесли устойчивого производства молока.

Из вышеперечисленного следует, что нельзя образно выражаясь построить любое здание сверху, необходимо начинать строительство экономики района с фундамента.

Единственно правильным и верным путем решения озвученных проблем считаю следующее:

  1. Создание ОАО путем объединения земельных паев, тем самым создав уставный капитал сравнимый со стоимостью активов автономных учреждений «Ниловой – Пустыни» и «Жемчужины», которое обеспечит равноправное партнерство.
  2. Указанные предприятия станут равными учредителями сельскохозяйственного предприятия.
  3. Собрать рабочую группу, для составления бизнес-плана развития сельского хозяйства.
  4. Начать реализацию бизнес-плана на средства лечебных учреждений.
  5. После отладки производственного процесса, аккумулировать средства господдержки для развития сельскохозяйственного предприятия на всей территории района.

То, что это возможно свидетельствует следующий факт:

В 2013 году в созданный фонд развития Тункинского района, АУ КБЛ «Нилова – Пустынь» было перечислено около 9 млн.руб., АУ «Жемчужина» около 3 млн.руб., средства были израсходованы на строительство Спортцентра в с. Хойтогол, а также на другие мероприятия. То есть факт в том, что муниципальные лечебницы могут аккумулировать достаточно средств, есть.

В предлагаемой организации сельскохозяйственного предприятия, будет реализован принцип того, что водолечебницы станут общенародным достояниемТунки!

Одним из предложений для рабочей группы, считаю необходимым предложить, строительство молочно-товарной фермы с переработкой молока. Жители села будут сдавать излишки молока для переработки, как это делается в соседней области. Тем самым насколько возможно будет решаться проблема занятости населения.

Законодательство запрещает реализацию несертифицированного продукта, молокозавод решит эту проблему и молоко и молочные продукты, можно будет реализовывать в бюджетные учреждения и в магазины.

Формирование молочного стада предлагаю из коров голштинской породы, которую можно приобрести в Иркутской области, это одна из самых продуктивных пород скота с продуктивностью в первой лактации от 6000 до 9000 кг. Средняя стоимость одной головы составляет 55-60 тысяч рублей, либо из других пород мясомолочного направления.

В сложившихся условиях Национального парка, необходимо согласовать Перечень отраслей производства, развитие которых не противоречит законодательству. Одновременно внести изменения в целевую программу развития предпринимательства, сделать акцент на развитие производств в которых присутствует высокая добавочная стоимость,например производство мебели.

(Примечание «Тунка24». Ничего нереального. Жестко, прямо, прагматично. Кстати, доходы муниципальных лечебниц, по крайней мере того что от них осталось, по идее должны быть выше, чем в 2013 году. Границы перекрыли, Таиланд все, здравствуй Жемчуг)

Муниципальные дороги

Также одной из существенных проблем в развитии района считаю состояние дорог, ежедневно жители сел сталкиваются с этой проблемой. А очень редко производимая отсыпка дорог, смывается первым пройденным дождем. Частные и юридические лица вынуждены расходовать средства на ремонт автотранспорта, из – за некачественных дорог, что также можно рассматривать, как экономический ущерб экономики района. Плохое состояние дорог –  осложняет доступность скорой медицинской помощи.

Одним из дешевых решений проблемы, которую можно решить и средствами дорожного фонда, является устройство дорожного «пирога» с применением геотекстиля, это опробованный метод в настоящее время широко используется везде.

Для этого необходимо составить муниципальную программу ремонта дорог, в рамках средств «Дорожного фонда», который составляет более 7 млн.руб..Наиболее целесообразным считаю, по результатам конкурса передать муниципальные дороги на ремонт и содержание специализированной организации. Привлечь внебюджетные источники хозяйствующих субъектов, на ремонт дорог, так как эта проблема касается всех жителей района.

Проблемы сбора и вывоза ТКО

Единственно верным решением сбора и вывоза ТКО в сложившихся условиях считаю внедрение раздельного сбора мусора.

На уровне Администрации района необходимо разработать и утвердить муниципальную программу по раздельному сбору мусора, в которой предусмотреть в сельских поселениях ставку специалиста ответственного за раздельный сбор мусора, также определить места сбора мусора. Одновременно предложить муниципальным образованиям сельских поселений внести изменения в НПА по установлению ставок земельного налога для лиц принимающих участие в раздельном сборе мусора и лиц,  не участвующих в этом. Необходимо будет ввести изменения в Правила благоустройства сельских поселений. Все эти меры снизят объем вывоза ТКО на полигон.

Вторым шагом к ликвидации проблемы утилизации мусора, считаю строительство мусоросортировочного завода, но для его создания необходимо время и выделение денежных средств с регионального бюджета.

Мною совместно с председателем ТОСа ЖКХ «Аршан ПЛЮС» Ким В.В.,разработан грант по раздельному сбору мусора на сумму свыше 5 миллионов рублей, результаты конкурса будут известны в июне этого года.

Развитие туризма

В настоящее время в Республике Бурятия наблюдается подъем поклонения сакральным местам «местам силы». Несомненно то, что это поможет сохранению природы и воспитает бережное отношение к природе подрастающего поколения.

Существующее направление развития туризма, проводимого в настоящее время не учитывает отношения местного населения к сакральным местам. Привлеченные инвесторы по незнанию, своей деятельностью могут нанести вред сакральным местам (бузурлультьха), а ведь большая часть населения наряду с Буддизмом поклоняется хозяевам местности.

Поэтому самым предпочтительным видом туризма, считаю развитие лечебного туризма, в нем опять же присутствует высокая добавочная стоимость.

В целях развития туризма и повышения туристической привлекательности  п. Аршан предлагаю поддержать совместный проект Алексей Анатольевича Ербахи администрации МО СП «Аршан» по благоустройству набережной реки Кынгырга. Это не только увеличит туристическую привлекательность п. Аршан, но и увеличит поступление налогов во все уровни бюджета, в частности только поступление дохода в бюджет п. Аршан после реализации проекта составит предположительно около 2 миллионов в год.

Необходимы средства на составление проектно-сметной документации, затем существует возможность участия в федеральном конкурсе проектов Формирования комфортной городской среды.

Перспективным направлением развития лечебного туризма, считаю привлечение инвестиций в развитие тибетской медицины которая в совокупности с уникальными природно-климатическими условиями, несомненно усилит лечебный эффект.

Жаль, конечно, что автор программы даже не был допущен к голосованию.
Может быть, новая старая администрация сможет позаимствовать из здесь опубликованного что доброе.

Редакция «Тунка24»

Поможем сайту!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo