Алексей Бардашов.»…чтобы не повторилась ситуация «хотели как лучше, а получилось как всегда»»

Закончился 2017 год — Год экологии и особоохраняемых природных территорий. В связи с этим  хочу вкратце осветить вопросы связанные с жизнью нашего Тункинского района в условиях, когда административные границы района и особоохраняемой территории федерального значения — ФГБУ национальный парк «Тункинский» совпадают.

Сразу необходимо отметить, что  Тункинский национальный парк единственный в России границы которого совпадают с границами района.

Национальный парк «Тункинский» был создан в мае 1991 года. Задумка была хорошая. Но . «Благодаря» идее: «Нигде в мире такого нет, чтобы весь район парк», национальным парком сделали весь Тункинский район. В то время никто не предполагал, что в скором будущем будет частная собственность на землю и мало кто  думал о последствиях.

И вот уже более 25 лет, жители Тункинского района живут и работают на особоохраняемой территории — территории национального парка «Тункинский».

Условно  эти годы можно разделить на несколько периодов:

  1. «Организационный» ( 1991-1994).

Со дня создания парка и 1994 года в национальном парке работало не более 10 сотрудников.  Положение о национальном парке о национальном парке «Тункинский» было утверждено лишь 4 февраля 1994 года Заместителем Руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России В.К.Филимоновым.

В апреле 1994 года в состав национального парка влился дружный коллектив Тункинского мехлесхоза. Немного позднее парк пополнился 10 работниками  Тункинского коопзверопромхоза, приглашенные руководством парка заниматься охраной животного мира.

Объединение специалистов из разных сфер деятельности (лесного  и охотничьего хозяйства, науки и туристической деятельности) и сделало национальный парк «Тункинский» тем, чем и должен быть согласно Закона «Об осообоохраняемых природных территориях» принятого 14.03.1995 года — природоохранным, научным и эколого-просветительским учреждением.

2.Период «Становления» (1995-2007).

Национальный парк несмотря на все трудности того периода: задержки финансирования, низкие зарплаты, недоработанная правовая база после распада СССР , нестыковки многих  Законов РФ, очень слабая материально-техническая оснащенность, постепенно становится «на ноги»:

— Налажена охрана природных ресурсов(Работники парка выигрывают различные конкурсы по природоохранной деятельности на федеральном уровне, награждаются ведомственными знаками отличия)

— Работает экопросвещение

— Начинаются научные исследования

— Ведется строительство туристической инфраструктуры(пансионаты на Вышке, Хонгоруле , подвесной мост через реку Хонгорул)

В этот же период возникает проблема, которую до сих пор не могут решить- оформление прав собственности на землю.

Уже в Конституции РФ 1993 г. в ст. 9 провозглашается, что «земля» как объект права собственности может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 36 Конституции закрепляет право российских граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Однако  процесс конкретизации данного конституционного права вплоть до 2001 г. осуществлялся неудовлетворительно. На протяжении почти восьми лет не соблюдалась основная норма (ст. 36 Конституции РФ), согласно которой условия и порядок пользования землей должны были быть определены федеральным законом. Положения Земельного кодекса РСФСР 1991 г. практически полностью утратили силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» . Глава 17 части первой Гражданского кодекса РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» вводилась в действие только со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. в 2001 г. При этом в целях развития рыночных отношений, решения вопросов налогообложения имущества граждан с 1992 г. активно развивались процессы предоставления земельных участков в собственность граждан и их гражданский оборот. Однако закрепление права собственности на земельные участки регулировалось в основном подзаконными актами.

Отсутствие четкого правового регулирования содержания права собственности на землю федеральным законодательством не могло не привести к различным ошибкам, неточностям юридического и технико-организационного характера при предоставлении земельных участков.

В этот период жители Тункинского района начали оформлять свидетельства на право собственности на принадлежащие им земельные участки. Но вскоре возник вопрос о  законности оформления частной собственности на землю, если этот земельный участок находятся  на территории национального парка «Тункинский»  и  согласно закона «Об ООПТ» является исключительно федеральной собственностью.

Руководство национального парка «Тункинский»  в 2007 году для разрешения этого вопроса  обратилось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Обращение руководства НП «Тункинский» было рассмотрено Роснедвижимостью и национальному парку был дан ответ за подписью Заместителя руководителя В.С.Кислова № ВК/3099 от 01.10.2007 г., в котором указывалось: «…. в Единый государственный реестр земель должна быть внесена площадь предоставленных в пользование национальному парку земель государственного лесного фонда и земель государственного  запаса площадью 1020152 га и 4769 га соответственно.

На остальной территории, включенной в состав национального парка в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 № 282,возможно формирование территориальной зоны с особым режимом использования земель».

Нормативно-правовым актом, который регламентировал бы использование земель с «особым режимом» — которых в составе НП около 150 тыс га., могло бы быть положение «О режиме использования земель, включенных в границы национального парка  «Тункинский» без изъятия из хозяйственной эксплуатации», утвержденным МПР России.

Рекомендации по разработке и согласованию такого положения были утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 18 июля 2007 года № 221.  Положение разрабатывалось специалистами парка во время исполнения обязанностей директора НП «Тункинский» Лехатиновым А.М.. С назначением в 2008 году директором НП «Тункинский» Гулгонова В.Е. о Положении по неизвестной причине «забыли» и никто его  так и не разработал.

Необходимо отметить что в 2008 году при проведении кадастровых работ, связанных с определением границ заповедной территории, сёла и сельхозземли  не вошли в состав земель ООПТ. Вот тогда то руководству НП и необходимо было утвердить вышеуказанное Положение и далее работать в соответствии с ним.

Такое положение было необходимо разработать до 2012 года во время когда ФЗ «Об ООПТ» предусматривал, что режим использования «включенных» земель определяется отдельным Положением. Однако 30 ноября 2011 г. в указанный закон были внесены изменения, и теперь — «один парк — один режим-одно Положение»).

3.Период «Застоя»(2008-2012 г).

Ничего особенного в данный период не происходило. Все работы производились в соответствии со  стратегией ранее выработанной предыдущими руководителями национального парка. О какой-то особенной практической деятельности НП вспомнить нечего.

Федеральная собственность (земельные участки национального парка «Тункинский»- оформлялись в частную собственность. Руководству национального парка ни какого дела до этого не было. А когда спохватились, что нарушается Закон «Об ООПТ»  и  Росрестр стал отказывать в оформлении  земельных участков, в частную собственность было уже оформлен  9331 участок  из 15372 участков поставленных на кадастровый учет. 6041 участок жители района теперь уже не могут оформить в частную собственность — Закон «ОБ ООПТ» не позволяет. Хотя данный Закон и раньше этого не позволял. На нарушение Закона «Об ООПТ» руководство парка смотрело «сквозь пальцы».

  1. Период «Противоречий»( 2012 по настоящее время).

Началом этого периода можно считать момент, с которого Росреестр стал оказывать гражданам и юридическим лицам в оформлении земельных участков.

С этого момента  возникают  препятствия в проведение различных работ администрацией МО «Тункинский район». Администрация МО «Тункинский район» не имеет возможности (или возможности сильно ограничены)   по исполнению полномочий   в сфере развития инфраструктуры, участия организации оборота ТКО, организации сельскохозяйственной  и туристической деятельности , сбору налогов .

На фоне проблем возникших у администрации района по причине совпадения границ района и парка, в глаза сразу бросается в разы возросшая обеспеченность материально-техническими средствами НП «Тункинский».

Улучшение материально-технической базы, увеличения финансирования национального парка стало возможным результате включения НП «Тункинский» в федеральную целевую программу( ФЦП)»Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории(БПТ) на 2012-1020 годы.

Надо отдать должное руководству НП, которое нашло возможность попасть национальному парку «Тункинский» в эту Программу. За счет небольшой площади относящейся к НП ( вершины р.Утулик — реки которая впадает в оз.Байкал ) национальный парк попал в  ФЦП и теперь имеет очень значительное финансирование из федерального бюджета на мероприятия предусмотренные этой Программой..

Но. По какой-то причине все мероприятия, финансирование которых предусмотрено  ФЦП проводятся где угодно, только не данном участке Байкальской природной территории. Причем последние годы вышеуказанная территория( а это около 10% территории НП) практически ни кем не охраняется вообще. Государственные инспекторы охраны НП годами даже не появлялись на этой территории, а в те годы когда они там появлялись это было 1-2 раза в год и то на непродолжительный период.

Необходимо  также отметить, что верховья реки Утулик подвергается большой экологической нагрузке, т.к. по ней проходят несколько всероссийских туристических маршрутов. Здесь сосредоточена большая часть популяции благородного оленя и практически вся популяция горнотаежного подвида северного оленя, занесенного в Красную книгу Республики Бурятия.

В июне 2017 МПР РФ утверждается новое Положение о национальном парке «Тункинский»в п.11 которого сказано: «Пребывание на территории национального парка физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России».И это при том, что  все населенные пункты Тункинского района находятся в границах НП «Тункинский».

Необходимо отметить, что в других национальных парках РФ разрешается пребывания граждан проживающих в населенных пунктах находящихся на территории НП и их ближайших родственников без соответствующего разрешения.

Вот как прокомментировал запрет жителям Тунки и их родственникам находится на территории Тункинского района, без разрешения НП или МПР заслуженный эколог РФ В.Б.Степаницкий: «Конечно,в реальной жизни никто не будет требовать(да и выдавать) жителям разрешения на поход в лес по грибы. Создан лишь повод для потенциальных конфликтов, да очередной пример девальвации изданного нормативного акта……И в этом деле руководителям ФГБУ, осуществляющих управление национальными парками, необходимо «вкладывать душу» в процесс подготовки таких документов, в том числе максимально отслеживая их прохождение на министерском уровне». Увы, предположения Всеволода Борисовича, что никто не будет требовать у жителей района и их родственников разрешения на посещение парка не соответствуют реальности. Требуют, а с родственников еще и плату берут.

Считаю, что Положение о НП «Тункинский должно быть доработано, п.11 Положения был изложен в такой же редакции, как и  других национальных парках РФ, а именно  На территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемой зон) без соответствующего разрешения разрешается пребывание граждан, проживающих в с.Монды, Туран, …. улусах Улбугай, Шанай, …. и их близких родственников. (должны быть перечислены все населенные пункты района).

Сегодня для жителей Тункинского района крайне важно чтобы данный период- период «противоречий» как можно быстрее закончился, и жители района смогли бы оформить в собственность свои земельные участки.

На правительственном брифинге 15 января 2018 г. глава республиканского Минимущества Маргарита Магомедова напомнила: власти неоднократно направляли соответствующие письма в Москву, в том числе и в Минприроды России. А на последнем совещании с участием министра природных ресурсов и экологии страны Сергея Донского заняться этой проблемой поручили непосредственно руководству нацпарка – «как правообладателю всех земельных участков». «Чтобы они подготовили пояснительную записку и внесли проект постановления в правительство России» – пояснила Маргарита Магомедова.

На сегодняшний день пока неизвестно, сделано что-либо по данному поручению руководством НП «Тункинский», и собираются они ли что-нибудь делать. Считаю что жители района с нетерпением ждут действий руководства парка по этому вопросу и желают быть информированными о процессе его решения.

Считаю также необходимым, чтобы работа национального парка по подготовке проекта постановления по этому вопросу согласовывалась с руководством района, а проект постановления был бы вынесен на обсуждение жителями Тункинского района, чтобы не повторилась ситуация «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Главный специалист по экологии

МО «Тункинский район»                                                             Бардашов А.А.

Алексей Бардашов.»…чтобы не повторилась ситуация «хотели как лучше, а получилось как всегда»»: 17 комментариев

  • 05.03.2018 в 14:43
    Permalink

    главный специалист по экологии занимается своим делом а то парк да парк когда работал в парке почему ушел

    Ответ
  • 05.03.2018 в 15:01
    Permalink

    Полностью за результирующий последний абзац статьи.
    Только надо бы мнению специалиста МО «Тункинский район» Бардашова А.А. каким-нибудь образом придать официальный статус, обязательный к исполнению.

    Ответ
  • 06.03.2018 в 04:01
    Permalink

    Хорошо написано, сделан анализ, освещена проблема, есть решение проблемы и если у национального парка нет других идей, то можно поработать.
    По хорошему у гулгонова надо было взять интервью и все выяснить, а то его позиция вообще не ясна.

    Ответ
  • 06.03.2018 в 07:20
    Permalink

    Руководство Нац парка надо менять и очень срочно. Если бы они были адекватны и думали о людях, своих земляках, то никаких бы проблем было. Просто надо работать, вкалывать, а не «начальствовать». Что Сыренов, что Гулгонов, они даже чем похожи друг на друга, оба директора НП, что бывший. что настоящий очень много говорят и никогда невозможно понять. что именно они хотят сказать. БЕДА С НИМИ,

    Ответ
  • 07.03.2018 в 04:12
    Permalink

    Гулногов вряд ли что-то делать будет. Потому что для него ослабление давления Нацпарка на район означает ослабление своего влияния в районе.

    Ответ
    • 07.03.2018 в 05:07
      Permalink

      В данном случае не суть. Кто бы ни был директором Нацпарка, влияние его обусловлено федеральными законами. Мы тут все в долине из милости живущие, по ФЗ об ООПТ нам здесь даже дышать запрещается. Гулгонов, не Гулгонов, какая разница? Границы Нацпарка надо менять, угонять лесников к природе, чтобы охраняли, а не к полям садам и огородам.

      Ответ
  • 07.03.2018 в 06:37
    Permalink

    789, прав насчёт субординаций. Не выполнял бы директор НП московские указания и их руководящие документы, то давно бы его уволили. И, неизвестно ещё, как бы работал на его месте другой человек.

    Ответ
  • 07.03.2018 в 09:36
    Permalink

    какие распоряжения из москвы ей до лампочки здесь самый выжный пуп это гулгонов но сейчас задергался в связи с событиями,

    Ответ
  • 07.03.2018 в 12:45
    Permalink

    О, у нас свой филиал Талибана появился. Если интересно, можете полюбопытствовать у Великого Тирана, у него много мусульман работало, как он их за пьянку гонял. А Вы случаем теракт не готовите тут? Можем на 8 марта Вам паранджу подарить.

    Ответ
  • 11.03.2018 в 05:53
    Permalink

    Дурацкий вопрос, парк национальный, а какой он национальности?

    Ответ
  • 11.03.2018 в 06:59
    Permalink

    Какой национальности директор, то той национальности и парк.

    Ответ
  • 11.03.2018 в 11:51
    Permalink

    Партизан, Вам пять с плюсом за ответ. Случайно в в КВН не участвовали?

    Ответ
  • 11.03.2018 в 13:06
    Permalink

    Александр, у нас тут два года свой КВН- «Как Ванька Напнуть».

    Ответ
    • 11.03.2018 в 13:35
      Permalink

      Я сам в этом КВНе, насчет Ивана участвую. То как Санта Барбара, а вот с национальным парком интересно. Что в этом парке, кроме директора, национального? Может сотрудники тоже такие же?
      А может проживающие в нём лица имеют значение. В чем фишка, то?

      Ответ
  • 11.03.2018 в 13:08
    Permalink

    Для бордашова свой КВН- Как Валерку Напнуть. Вот так и веселимся в районе, нефига не развиваем, только бодаемся.

    Ответ
  • 19.03.2018 в 18:41
    Permalink

    Автор прав. см. пункт 3 статьи «О какой-то особенной практической деятельности НП вспомнить нечего.» Только это не 2008-2012, а вся деятельность национального парка со дня образования. 27 лет застоя. Национальный парк — от слова «народ», парк создают для людей которые там живут. К примеру, на западе местным жителям нац парков платят деньги за содержание каждого барашка, потому что они украшают ландшафт. Идея создания парка в Тунке была хороша, но те люди кто там работают, реализовать ее не хотят, не могут и просто не понимают предназначение национального парка.

    Уважаемая Хельга! Просим вас сменить ник или написать его кириллицей или цифрами т.к. во избежание спама все ники на латинице блокируются автоматически. Сейчас Вас переименуем.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo