Бурятия собирается развивать лекарственное растениеводство

В министерстве сельского хозяйства и продовольствия Бурятии прошло совещание по развитию отрасли лекарственного растениеводства

Открывая совещание, министр Даба-Жалсан Чирипов подчеркнул, что тема особо актуальная для Бурятии, учитывая перспективы развития в республике биофармацевтического кластера, а также территориальную близость к крупнейшему азиатскому рынку сбыта, с которым Бурятию связывает общая культура потребления лекарственных трав.

— Как отраслевое министерство, мы должны, в первую очередь, организовать промышленное выращивание лекарственных растений, обеспечив тем самым бесперебойные поставки требуемых объёмов сырья и соответствующих стандартов качества для его дальнейшей переработки, — заявил министр.

Де-юре в настоящее время лекарственного растениеводства в Бурятии и России не существует. Отрасли нет ни в реестрах минсельхоза, ни минздрава. Лекарственному растениеводству не обучают в аграрных вузах.

Уже в этом году при поддержке экспертов и специалистов научно-исследовательских и образовательных учреждений республиканского и федерального уровня планируется запустить первые пилотные площадки на базе нескольких фермерских хозяйств Бурятии. Проект «Центр компетенций по созданию экологически устойчивой модели развития лекарственного растениеводства на БПТ» будет осуществляться с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного фондом президентских грантов.

— Это проект социальный и направлен он, прежде всего, на создание стартапов в сфере «зелёной экономики». Нам нужно формировать культуру потребления лекарственных трав, развивать профилактическую медицину, создавать новые рабочие места, и в целом, способствовать формированию территории, благоприятной для оздоровительного, научно-познавательного и сельско-хозяйственного туризма. Ведь туризм – это в первую очередь продажа качества жизни территории, — рассказала о своём проекте директор Агентства по связям с общественностью Бурятии Лариса Бочанова.

Как было отмечено участниками совещания, на первом этапе необходима научно-исследовательская проработка заявленной темы – от анализа ситуации и поиска наиболее рентабельных направлений до маркетингового продвижения лекарственных субстанций и других продуктов переработки на внутреннем рынке с дальнейшем выходом на российский и международный уровень.

Одна из проблемных точек развитие отрасли – отсутствие господдержки в рамках существующих госпрограмм. Было отмечено, что для обеспечения доступа к субсидиям, на федеральном уровне необходимо решать вопрос о внесении лекарственных растениеводов в перечень сельхозпроизводителей. Также обсуждалась возможность оказания поддержки фермерам в этом году из средств республиканского бюджета, в частности через систему госзакупок НИОКР в рамках федеральных целевых программ минобрнауки России.

— Целевым приоритетом является создание собственного семенного фонда – это основа устойчивого и безопасного развития Байкальской территории. Если мы хотим быть конкурентоспособными, необходимо использовать новейшие научно-технические разработки, технологии органического земледелия, так как экологически безопасная продукция имеет гарантированно высокое качество и наибольший спрос на внешнем и внутреннем рынках, — подчеркнул директор Бурятского научно-исследовательского института сельского хозяйства Лубсан-Зонды Будажапов.

Участники совещания сошлись во мнение, что несмотря на многочисленные помехи, предстоящий посевной сезон станет стартом развития отрасли лекарственного растениеводства в Бурятии. Один из первых шагов — создание межведомственного проектного офиса для организации системной работы, оперативного обсуждения и решения текущих вопросов, сообщает пресс-служба минсельхозпрода.

Бурятия собирается развивать лекарственное растениеводство: 22 комментария

  • 12.01.2018 в 16:37
    Permalink

    Честно говоря, вопрос ни о чём, и в прямом, и в переносном смыслах. Ну нет у нас этого, да и не надо. Подоплёка очень проста, и она банальная. Под растениеводством понимается выращивание дикоросов, в том числе редких. А теперь скажите, зачем Бурятии пытаться что либо растить, если у нас сама природа одаривает граждан с лихвой. Ну давайте будем выращивать, не важно что. Куда сдавать то? И как конкурировать по ценам с самой природой? Ведь сегодня сборщики дикоросов сдают их мешками, при этом никаких затрат на вспахивание, окучивание и рабочую силу, да и налоги платить не надо. Красота! Скорее проблема в том, что правильно подметили — это «стартап»! Всё! Выделят кучу денег, всё просрут и растащат, а потом скажут, что нерентабельно, ну или законов нет, запрещающих сборщикам заниматься своим делом. Очередная тупая задумка Правительства Бурятии. Когда то, когда только начиналась Байкальская Гавань, я сказал, что это полный бред, потому как не поедет к нам турист, хотя бы потому что холодно. Так и получилось. Ну или задумка Тункинской администрации по Сохатке. У вас под боком Байкальск, где условия в тысячу раз лучше, есть всё, а расстояние до Сохатки больше на сто км. Да кто туда поедет? А мороз под 30 градусов? Надо быть реалистами, а мы всё в облаках витаем, чего бы придумать,лишь бы денег Федеральных получить побольше, да просрать, простите, всё и по карманам растырить. Пусть Министр сельского хозяйства лучше коровами займётся, результат будет.

    Ответ
  • 12.01.2018 в 18:29
    Permalink

    Согласен с Эрнстом.
    Это очередная имитация деятельности, можно сказать мозговой штурм без мозгов.
    Вся беда у нас в климате, не благоприятном для растениеводства. Обычные домашние то культуры плохо растут, а тут ещё лекарственные травы, которые никто в Бурятии и понятия не имеет как их выращивать. Лучше бы задумались как мелиорацию восстановить.
    В нынешних условиях повсеместного снижения уровня грунтовых вод, уменьшения количества осадков и наличия признаков опустынивания по всей территории Бурятии, скоро не только взращивать что-либо станет тяжело, но и скотину пасти будет негде.
    Не согласен я с Эрнстом в том, что о чем бы не зашла речь, надо обязательно лягнуть администрацию Тункинского района, не имеющей никакого отношения к предложению министра Даба-Жалсан Чирипова, да и вообще к лекарственному растениеводству. Это какая то патологическая страсть у всех кто почитает себя оппозицией.

    Ответ
    • 13.01.2018 в 03:40
      Permalink

      На самом деле применительно к Тунке идея с лекарственным растениеводством здравая. Более того, это единственный способ сохранить некоторые беспощадно уничтожаемые виды растений. Эрнст пишет, что «производитель проигрывает собирателю». Да, проигрывает, вот только собирателям скоро собирать нечего будет. Саган-дайлю с самых качественных, аршанских склонов уже фактически выбрали в разумной шаговой доступности. Родиолу розовую вообще в Оке собирать приходится, площади караганы гривастой уменьшились в разы, пион марьин корень сохранился лишь на ОДНОМ участке леса в районе, да что там говорить, скоро грушанку негде собирать будет, чабрец выдрали фактически везде.
      Правильное, по уму организованное лекарственное растениеводство может лет через 5 от начала процесса принести организаторам весьма и весьма неплохие доходы, при этом не требуя особых затрат. Статус нацпарка здесь скорее в плюс, чем в минус, т.к. в этом случае НП хотя бы своим делом займется, редкие виды будет сохранять.
      Самый прикол в том, что на всю Тунку в этой области всего 2 (!) специалиста с профильным образованием, имеющих опыт работы, готовые проекты и опыт эксплуатации опытовых участков. И оба этих специалиста поддержки ни от государства, ни от НП, ни от администрации района никогда не получат поскольку являются последовательными противниками нацпарка в его нынешних границах и сторонниками Сыренова. Приплыли.
      Касаемо же предложений минсельхоза могу сказать только одно — чистой воды долбаебизм, админ, простите уж мой французский. Да, теоретически можно прорваться на универсальных культурах вроде календулы или амаранта, но это не тот сегмент рынка, на котором можно поиметь постоянный доход, это тоже не быстро окупаемо и самое главное — это будет дороже чем на Алтае. Такое впечатление, что минсельхозу лекарственное растениеводство только для галочки и на распил откат по семенам, не более.

      Ответ
      • 13.01.2018 в 05:01
        Permalink

        Да можно всё развивать, только нужно пробить бетонную стену.
        Вот пример из жизни, лет 5 назад был предложен стратегический проект строительства зимней теплицы в Тунке. Понятно, что одного солнца мало. Нужно тепло, ну очень много тепла. У нас даже дом теплый обогреть уходит 15-20 кубов дров за зиму, а тут теплица с гектар. К тому же у нас нет дешевой энергии: газа, электричества, угля. Та вот МСХ было предложено построить теплицу с использованием горячих источников на вышке. Но МСХ показалось идея не рентабельной, все равно необходимы дополнительные источники иначе все замерзнет. Улетаю на Камчатку, где в поселке Паратунка, за счет горячих источников отапливают многоквартирные дома, экономия сумашедшая. Привожу бумажки, доказываю рентабельность проекта, в дополнении привожу идею использования подземного варианта с использованием тепла исходящего от земли. Нахожу поддержку, но возникают другие проблемы, земля, инвестиции, бюрократия, не договороспособность чиновников. Надеюсь что лет через 15-20 все же удастся реализовать. Так вот проблема, в том что мы медленно живем, мы всё решаем медленно. Где-то хорошая идея реализуется мгновенно, а где-то уходят годы либо всё остается как есть.

        Ответ
        • 13.01.2018 в 14:38
          Permalink

          Если бы не нойоны сидели в правительстве и на других должностях, а другие люди, то Тунка могла бы Вашими, Родом я из СССР, стараниями завалить тепличными овощами и фруктами не только Бурятию, но и Иркутскую область. Везде термальные источники это благо, халява и Божий дар, только в Бурятии это источник нарушения спокойной дотационной жизни чиновников. И новый Глава Бурятии оставил всё как и было. Видимо собрался подобно
          Наговицину барствовать, а не работать.

          Ответ
  • 12.01.2018 в 19:49
    Permalink

    Идею по сохатке считаю здравой, ну и что, что климат в Байкальске лучше. Если в районе будет хорошая трасса, то я с удовольствием съезжу туда.
    По лекарствам тоже неплохая идея, с годами все меньше лекарственных трав, а спрос на натуральные продукты будет возрастать. Осталось только с умом внедрить и освоить, а вот с этим будут проблемы.

    Ответ
  • 13.01.2018 в 06:10
    Permalink

    С Новым годом, Тунка! Люблю тебя)
    Здесь про сам грант:
    Центр компетенций по созданию экологически устойчивой модели развития лекарственного растениеводства на Байкальской природной территории
    https://президентскиегранты.рф/Project/View/23548

    На территории Тункинского района, границы которой совпадают с границами национального парка, планируется отработать технологию «нулевой» обработки почвы No-Till, что значит — «без вспашки» Главный принцип состоит в использовании естественных природных процессов, которые происходят в почве. Традиционную плужную обработку сторонники этой технологии считают не только ненужной, но и вредной. Кстати, именно местные жители Тункинского района предложили эту тему. Благодарю!

    Ответ
  • 13.01.2018 в 08:28
    Permalink

    Нет никакой подоплёки в том, что я упомянул Администрацию Тункинского района, я просто привёл пример не продуманного проекта, коих в Бурятии множество. Если вы считаете, что я не прав, то скажу вам, что время покажет мою правоту. Да, для жителей Тункинского района это только плюс, можно не выезжая за пределы района покататься на лыжах и на коньках, развлечься. И я, между прочим, нисколько не оскорбил Тункинскую администрацию, дай Бог, чтобы проекты воплощались в жизнь, хоть дурные, ну пусть будут, чем вообще ничего. Что касается дикоросов, то здесь много мнений, у каждого своё, у меня своё. Интересно, как далеко зайдут амбиции Цыденова А.С. в его желании сделать из Бурятии «суперреспублику»? Хотя с его же слов это был…мем…

    Ответ
  • 13.01.2018 в 14:24
    Permalink

    Круто конечно сказано, два профильных специалиста в Тунке и те не могут работать по политическим мотивам, якобы сыреновские. Фигня это всё, это то же нагнетание что и у Эрнста насчет администрации.
    Дело не в политике, не национальности министра растениевода, дело в профессионализме. Может быть министр в этом деле и профессионал, а может в скотоводстве профессионал, но лекарственные травы дело тонкое и не по силам агрономам. На их полезность влияют не столь биоценозы (сообщество растений), а сколь биогеоценозы, где определяющую роль играют состав пород участвующих в почвообразовании. Рододендрон Адамса, называемый сагандальей, произрастает на магнезиальном субстрате. На других субстратах ни он, ни радиола розовая (золотой корень), ни маралий корень, все они прекрасно растут на дачах, той ценностью не обладают. Ареалы распространения лекарственных трав имеют свойство быть не там где бы нам или чиновникам хотелось.
    У нас не только женьшень не растет, но и молочай Палласа (мужик корень), который почему то облюбовал некоторые места Читинской области. Тонкостей в окультуривании лекарственных трав очень много. В Бурятии всякие травы есть, но помаленьку, из-за природных условий и большинство их занесены в местную Красную книгу. Алтай это другие природные условия, так же как и Урал для солодки. Я видел золотой корень с Камчатки, не меньше 3-5 см в диаметре, одно «мясо» без всякой гнили. Конкурентов ему и алтайскому нет, особенно наш саянский не может им быть, толщиной с мизинец и внутри гнилой.
    Хотеть не вредно, и рассуждать тоже, но надо бы к примеру посчитать бурятскую продуктивность лекарственных трав и во что обойдется их производство. Надо развивать то, что развивалось на территории десятилетиями.
    Торфяники горят не из-за разгильдяйства населения и халатности властей, а из-за того что они высохли, вода из них ушла. И уровень Байкала понизился не по техногенным причинам. И не монголы со своими ГЭС на Селенге причина из причин. Нужно вкладываться в мелиорацию, а не только полей, но и пастбищ вскорости лишимся. Капец имеет свойство подкрадываться незаметно.
    Травки они хорошо, когда их самозанятые собирают, а не делают их отраслью народного хозяйства. Нефритодолларами Бурятия себя уже завалила, в итоге ни денег и отрасль убили. Тут тоже самое будет.

    Ответ
    • 13.01.2018 в 16:36
      Permalink

      Александр, а ведь реально по политическим мотивам). Дело в том что 2 специалиста эти (профильное образование, опыт культивации, готовые отработанные решения) это мы с супругой. Есть опыт правильного выращивания саган-дайли, с соблюдением почвенно-минерального режима, пересадки без вспашки и т.д.. Опытовую делянку у меня какие-то уроды этой весной сожгли, под пал попала, но повторить не проблема. Курильский чай вообще в огороде растет. Чабрец экспериментально развел на трех опытовых делянках, чисто из любви к искусству. Все в рамках геобиоценоза, не нарушая экологического баланса, грамотные, чо.
      Но это очень маленькие масштабы, лишь опыт и так, немного себе подзаработать, не более. Возможно сделать гораздо больше. Но для этого необходимо чтобы не мешала власть (она, впрочем, и не мешает, ей бы вообще удержаться), а самое главное чтобы НП не лез в дело. Нацпарк способен убить любое здравое начинание.

      Ответ
      • 13.01.2018 в 18:54
        Permalink

        Прошу прощения, но из того что Вы сообщили следует, что Вы преувеличиваете свои скромные результаты и гонения власти на Вас. Власти похоже вообще все равно каких Вы политических убеждений, нынешняя власть аполитична, и всё равно что Вы думаете про неё. Ваш друг Сыренов в той игре которая ведется ноль без палочки, с ним никто и не борется и никому он не нужен. Соответственно и Вы тоже.
        Я работал во многих краях Восточной Сибири, в том числе и по всей территории Восточных и Западных Саян, в Джидинской части Хамар-Дабана, в большей части Средне-Витимской горной страны, где видел огромные заросли курильского чая, и других лекарственных трав которые Вы упомянули. Их нет нужды искусственно разводить, только грамотно собирать. Ваши знания и опыт имеют большую значимость и нужны только в этой части.

        Ответ
        • 13.01.2018 в 19:26
          Permalink

          Есть такое дело… будем честны, политика здесь в самом минимуме влияет, сегодня звезды так совпали, завтра по другому, лишь Нацпарк вечен как удавка на горле долины).
          На самом деле факт наличия «огромных зарослей» еще не есть факт их экономической выгодности и ценности. Я тоже знаю кучу мест где всего лекарственного много. Но логистика, соблюдение режима переработки и транспортировки делают сбор этих трав реально невыгодным. Что с того что в верховьях одной нашей речки есть целый склон рододендрона Адамса, если его оттуда доставить без потери качества невозможно?
          Правильное, разумное лекарственное растениеводство, восстановление геобиоценозов попутное — это в рамках отдельно взятого района при грамотной работе может стать одной из составляющих прорыва в экономике, не все ж курорты допиливать).
          Но это, к сожалению, никому сейчас не нужно, все грызутся за власть, камушки и минералку).
          Ну и о «аполитичности власти». Александр, меня до определенного предела политика вообще не волнует то есть никак. Но, к сожалению, этот предел перешли в свое время, сделал это не я, решить проблему миром пока не получается и вряд ли получится, поэтому пусть все идет как идет. Время покажет кто прав, а нам в процессе важно оставаться людьми).

          Ответ
  • 13.01.2018 в 15:05
    Permalink

    Спасибо Александру за ликбез! Я полностью с Вами в этом вопросе согласен, это наверное один из редких случаев. Нашему Правительству можно проработать множество вопросов по линии Минсельхоза, и они предлагаются, но вопрос в том, что Федералы под это денег не дадут, своих нет, всё, приехали…Смешно, но факт: Бурятия может стать реально мясной Республикой, огурцовой и картофельной, но надо развивать эти направления, а денег таких нет. Есть несколько десятков КФХ, которые получают господдержку, но это капля в море, и самое печальное, что даже они не слишком себя оправдывают в финансовом плане. Нужна программа поддержки сельхозпроизводителей, а у нас её нет, вернее есть, но так, для того, чтобы была. Попробуйте получить субсидию на КФХ, уверяю, хрен у вас чего получится, ну если конечно у вас не семь пядей во лбу…а касаемо нефрита, то здесь всё куда более печальней, и вы, Александр, знаете об этом как никто другой.

    Ответ
  • 13.01.2018 в 15:59
    Permalink

    Всегда и у всех, Эрнст, есть точки соприкосновения. Надо их искать, а не точки противостояния. Это всем ясно, как Божий день, было бы желание.
    Вы правы, Бурятия уникальна, тут всё есть, не только полезные ископаемые, которые, кстати, принадлежат федеральному центру. Можно всё развивать и с малых денег, а с большими деньгами вообще успех гарантирован. Тормоз всему этому чиновники всех уровней, орда в прямом и переносном смысле.
    Действительно нужна программа поддержки сельхозпроизводителей и вообще сельского хозяйства. Поля, пастбища, сенокосные угодья надо поливать. Столько солнца и не использовать этот фактор. Нужны новые технологии, а для этого нужны в правительстве новые люди, а не эта дискредитировавшая себя орда.
    Я помню, в детстве, в Каменск, мужики из деревни Фофаново на конях, коробами везли огурцы, за копейки. Их там на склоне какой то горы сеяли в землю как пшеницу, а потом только несметные урожаи снимали. Сейчас не знаю как там.
    А потом, мы все, чего греха таить, а фермеры и подавно, экономически, юридически и агротехнически малограмотны. Задача Минсельхоза наладить обучение сельхозпроизводителей, помочь им в информационном плане. И пора бы им возродить систему районных МТС, чтобы фермеры не тратились на приобретение дорогостоящей техники за всё про всё, которую иногда надо то на несколько недель. МТС бы по графику обслуживала фермерские хозяйства, а мелкую технику фермеры имели бы свою. Вот над чем надо думать министру сельского хозяйства, а не на травки лекарственные совещания собирать. Откуда он взялся, этот любитель экзотики.
    А животноводство в Бурятии вообще отсталое, столетние методики до сих пор живут. Кому кому, а бурятам то в животноводстве надо быть вообще первыми.

    Ответ
  • 13.01.2018 в 16:24
    Permalink

    МОСКВА, 13 января. /ТАСС/. Козья ферма агрохолдинга «Лукоз» открылась в субботу в Сернурском районе Марий Эл, она является крупнейшей в России, сообщили ТАСС в пресс-службе правительства республики.
    «Козья ферма на 5 тыс. голов открылась сегодня в деревне Кочанур. Она является не только самой крупной в России, но и одной из крупнейших в Европе», — отметили в пресс-службе.

    Подробнее на ТАСС:
    http://tass.ru/ekonomika/4871708

    Ответ
  • 13.01.2018 в 20:21
    Permalink

    Деньги из федерации на АПК даются и в очень много, но наш минсельхоз способен разыграть около пятидесяти грантов на поддержку начинающим фермерам по полтора миллиона и не более десяти грантов по молочным фермам, оставшиеся неиспользованные средства возвращаются в федерацию. Минсельхоз неоднократно был критикуем по данному направлению деятельности, но воз и ныне там.
    Цыденов решил переломить ситуацию, в том числе и потлекарственным травам. Надо, чтобы люди стали хотя бы думать по другому, так сказать помозговали, может что и срастётся.
    Лично я кое о чем уже задумался.

    Ответ
  • 14.01.2018 в 05:06
    Permalink

    В наш век химизации жизни лекарственные травы занимают мизерный объем и экономического прорыва для Республики по ним не сделаешь. Это рынок мелкой предпринимательской деятельности, для единиц, и отдельных так называемых самозанятых граждан.
    Возле лечебниц ещё травы имеют спрос, а в других местах ими не торгуют. И потом они не столь безобидны при употреблении. В аптеках продают травы, дешево, а роботы с ними много. В Бурятии не такие отрасли убыточны, а эта заведомо. Сельский министр это придумал для увеличения дотационности Республики. Они все там в одном направлении думают.
    Вон Партизан уже задумался и это уже хорошо. Может быть заодно отвлечется от вредноносных мыслей об Альхеевее, разумом просветлеет, увидит мир полным перспектив, радостным и доброжелательным.
    Всех с наступившим старым Новым годом, юности во всех делах!

    Ответ
    • 14.01.2018 в 05:14
      Permalink

      Я уже забыл про него, но некоторые не дают этого сделать. Самое главное, чтобы он сам чего-нибудь не отчебучил, давно не залетал.

      Ответ
    • 14.01.2018 в 09:08
      Permalink

      Вопрос спорный. Тот же «Эвалар» неплохо поднялся. Большой химии конечно трава не соперник, но в нише превентивного лечения, травяных сборов для лечения некоторых специфических заболеваний, изготовления БАД лекарственные травы занимают устойчивые позиции, именно сбора для этого мало. Некоторые травы к тому же являются сырьем для фармакологической промышленности, жаль что большинство из них у нас не вырастишь, разве что календулу. Так же, тут Вы правы, в сопутствующей лечебницам торговле лекарственные травы неплохо идут. Причем в Тунке настолько неплохо, что чабрец в этом году пришлось из Баргузина на продажу завозить, свой в шаговой доступности ободран, про саган-дайлю я уже писал.
      Человек 300 в долине можно вполне делом занять, если грамотно процесс раскрутить. Больших заработков конечно не будет, но и упираться до талого раком в поле не придется, затраты труда, особенно на 2-4 год работы, вполне умеренные, тут я в теме).
      От государства, если по уму, требуется лишь правовая поддержка, в основном в области сертификации.

      Ответ
  • 14.01.2018 в 13:28
    Permalink

    В статье и в комментариях обсуждается организация предложения лекарственных трав. Такая однобокость до добра не доведет. Сбыт будет не ушатом холодной воды, а ударом дубиной по неразумным головам. Это помимо экономической целесообразности окультуривания дикоросов в наших краях. Чего тут обсуждать. Бурятский министр сдуру собрал совещание, а мы тут эту дурь обсуждаем. Всё это из-за того что нам просто нечего обсуждать, и всего то.

    Ответ
    • 14.01.2018 в 13:47
      Permalink

      Сбыт — это сложно. Есть конечно варианты, но надо все с этими вариантами обсчитывать, потому-что по экономической эффективности Алтай Бурятию кроет как бык овцу. Стоит перейти определенный рубеж по объему производства — и контора в ж…. Был опыт, чо. Есть шанс выкрутиться за счет эксклюзива, все же содержание БАВ у нас очень высокое, и правильного маркетинга.
      Но Вы правы, Александр, пока есть Нацпарк, все это чистая теория.

      Факт, что движухи нету, потому и лениво разминаемся в нейтральной теме. Меня, впрочем, эта тема чисто с профессиональной стороны интересует.

      Ответ
      • 14.01.2018 в 16:31
        Permalink

        А я был просто удивлен, что министр сельского хозяйства занимается имитацией деятельности. То ли ума не хватает, то ли задумал чего то не то.
        А потом вспомнил про МТС (машино-тракторные станции), а не оператор связи, решил написать. Чего бы министру этим не заняться внедрением хорошо забытого старого.
        Это, на бозе почившее советское изобретение, весьма успешно работает в Австралии. У меня там племянник живет и работает. Так вот он был очень удивлен там МТС, которые обслуживают кучу фермеров. Работа техники расписана на годы вперед. Климат там тоже не сахар, но Австралия является крупным экспортером сельхозпродуктов по всему миру. Система плановая, но не в этом суть.
        Суть в том, что фермеры не закупаются разорительной крупной техникой, а берут технику на время в МТС. Там получается работают на результат, а у нас на показуху и лишь бы делом не заниматься. Вот и вся разница.

        Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo