«Мы не хуже «Эвалара». Сможет ли бурятское фармпроизводство стать одним из флагманов экономики
Правительство Бурятии намерено развивать в республике фармацевтическое производство, как подспорье к направлению медицинского туризма. Такой вывод следует из недавнего заявления нового главы Бурятии Алексея Цыденова, сделанного им во время прямой линии на БГТРК.
«Медицинский туризм — это одно из перспективных направлений. Это то, что может работать круглый год, вне зависимости от зимы — лета, погоды. И мы делаем акцент на развитие именно медицинского туризма. И будем его делать. На самом деле наша фишка – это фармпроизводство. Это наше преимущество, которое мы можем и должны развивать и на этом зарабатывать», — заявил Алексей Цыденов.

Отметим, разговоры о развитии в Бурятии биофарминдустрии ведутся уже давно. Если развивать биофармкластер в республике, его преимуществом, по мнению обозревателей, станут уникальные традиции восточной медицины и близость к рынку Китая. Можно добавить, что в тайге и горах республики произрастает множество лекарственных растений, таких как иван-чай, курильский чай, золотой корень, саган-дали, и многие другие лечебные травы. В настоящее время в Бурятии их сбором и переработкой занимаются как жители отдалённых районов в частном порядке, так и малые инновационные предприятия.
Отметим, в Бурятии новые фармакологически разработки имеются, как заявляла заместитель председателя по научно-инновационной работе БНЦ СО РАН Валентина Доржиева, но для их внедрения в формате лекарственных форм необходимы большие капитальные затраты и поддержка властей.

Кроме того, как сообщил председатель комитета Народного Хурала по экономической политика Анатолий Кушнарёв, сыграло роль отсутствие крупных инвесторов, ввиду чего развитие биофармкластера в Бурятии было до поры до времени отложено.
— Мы поняли, что у нас нет кластерообразующего предприятия, и соответствующий закон отозвали, вернее, отозвал Минпром РБ, который его готовил. А сейчас мы готовим новый закон о биофармпроизводстве, — сообщил депутат.

Анатолий Кушнарёв рассказал, что сейчас идёт работа по вопросу льгот для инвесторов, предусматриваемых в готовящемся законе. Крупным инвесторам будут положены одни льготы, для мелких, вроде местных МИПов – другие. По словам депутата, закон предполагается принимать на одной из ноябрьских сессий.
Анатолий Кушнарёв отметил, что в Бурятии много предприятий, занимающихся сбором целебных дикоросов, но всё это на уровне мелкого бизнеса.
— Вся беда в том, что они некрупные. Их невозможно сравнить, например, с «Эваларом», который вышел уже на международный уровень. Хотя 20 лет назад начинали они с десяти человек. Я думаю, что с одной стороны, затянуть в Бурятию крупного инвестора, давно работающего на этом рынке, было бы неплохо. Потому что он здесь зарегистрирует совместные предприятия, здесь будет сырьё собирать, эти сборщики будут получать зарплату. Но в то же время хотелось бы, чтобы и наши малые предприятия тоже заработали бы, — говорит Анатолий Кушнарёв.

Отметим, энергичные молодёжные деятели из Тункинского и Окинского районов, такие как Леонид Боргоев, выдвигали проекты искусственного выращивания лечебных дикоросов на специальных фермах. Анатолий Кушнарёв, как агроном, сообщил, что при некоторых учебных заведениях Улан-Удэ создавались подобные экспериментальные питомники, и целебные травы там выращивали вполне успешно.
— Как учёный, как агроном я вижу, что у нас возможно развивать новую отрасль – лекарственное растениеводство. То есть выращивание лекарственных трав фермерами и садоводами на небольших участках. Доход от этих трав будет больше, чем если ты будешь выращивать какую-нибудь другую культуру, ведь цены на них очень высокие. Но надо разработать технологию, определить видовой состав трав, — говорит Анатолий Кушнарёв.

По его словам, ещё в 70-е годы был успешно проведён эксперимент по искусственному разведению женьшеня. По качеству он мало уступал дикорастущему, к тому времени практически истреблённому. По словам эксперта-агрария, хотя целебные дикоросы, выращенные в искусственных условиях, несколько уступают лечебными свойствами собратьям в дикой природе, «урожайность» получается намного выше.
— Таким образом, мы сохраняем природные биоресурсы, и одновременно создаём рабочие места. А вот в Тункинском районе, где на продаже дикоросов процветает бизнес – я боюсь, там, в итоге, лечебные растения повыдирают с корнем, и мы их потеряем, — говорит Анатолий Кушнарёв.
Учёный рассказал, что в рабочих поездках в Италию встречался с фермерами в Альпах, которые выращивали исчезающие горные растения на государственные субсидии. Хотя до такой практики Бурятия, наверное, дойдёт нескоро.
— Но лекарственное растениеводство, на мой взгляд – очень перспективная отрасль, в которой республика может занять нишу. У нас плюс – уникальная солнечная радиация. Благодаря этому мы, даже проигрывая Иркутской области по каким-то параметрам, выигрываем в качестве продукции. У нас содержание биологически активных веществ, витаминов и прочих полезных элементов в нашей продукции растениеводства выше, как и в траве, которой питаются животные, — говорит Анатолий Кушнарёв.

Представители биофарминдустрии Бурятии из числа предпринимателей не во всём согласны с доводами Анатолия Кушнарёва. По мнению директора предприятия «Байкальский знахарь» Александра Разживина, местные переработчики справятся не хуже «Эвалара». Во всяком случае, если им дадут поддержку на развитие материальной базы – складов, цехов, сушилок, огороженных территорий, офисных помещений. При этом, по его словам, в Бурятии лекарственные растения ничуть не хуже, а может и лучше, чем на Алтае. В том числе и потому, что в Бурятии мало промышленных предприятий. Выращивание дикоросов в искусственных условиях Александр Разживин видит направлением перспективным, но отмечает, что некоторые лекарственные растения обретают лечебные свойства только через несколько лет. Это слишком долгий срок, не каждый предприниматель захочет вложиться.

В продолжение темы отметим, что Алексей Цыденов давно отмечал важность в республике сбора лекарственных растений и иных даров природы. Об этом глава Бурятии заявлял в июне, в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме
«Развитие сбора и переработки дикоросов решает несколько вопросов: первое — это занятость, доходы населения, второе — это пожарная безопасность. Потому что когда человек сам заинтересован в сохранности леса, он на ситуацию смотрит по-другому», — заявил Алексей Цыденов.
Он отметил, что в районах республики, где системно собирают дикоросы, ситуация с лесными пожарами лучше, поскольку население бережёт лес как источник дохода. Перспективным направлением глава Бурятии видит возобновление советской практики выращивания облепихи, которая сейчас практически превратилась в дикорос, она перспективна для экспорта. Другой перспективный ресурс – орех сибирского кедра.

«Мы сейчас уделяем этому направлению внимание: дикоросы надо развивать», — заявлял Алексей Цыденов.
Можно видеть, что новое руководство республики стремится задействовать все направления, которыми сейчас в частном порядке активно занимается население, или которые при советской власти были развиты, хотя потом пришли в упадок. Возможно, при новой власти биофарминдустрия в Бурятии выйдет на качественно новый уровень, принося республике хорошие доходы.
Поможем сайту!
Всегда когда что то планирует делать власть она должна отвечать на вопрос: «Кто делать?». Анатолий Кушнарёв ушёл в политику, он считался всегда «фанатом картофеля», но в картофелеводстве Бурятии он не сделал ровным счётом ничего. Даже первичного семеноводства не организовал. Сейчас окучивает темы, на которые может пролиться золотой бюджетный дождь — туризм вот, курорты и ещё лекарственные травы ещё. Всё это прожектёры — теоретики. Давайте лучше разводить отары, табуны и стада много много. А по остальному всячески помогать тем кто уже занимается. Где там плодово — ягодная станция в Улан — Удэ к примеру или ещё. БурНИИСХ как и чем занимается и есть ли он вообще. Раньше немало хороших сортов было выведено там зерновых. Я не против туризма, но видя сколько бюджетных средств там бездарно просто разворовывается, прихожу к выводу, что он должен развиваться только на частные средства.