Пути – дороги солдата Соднома Янданова

«Пропахшие порохом тучи неслись, пролившись свинцом с небосвода. «Ни шагу назад! И ни пяди земли! – касается каждого взвода. Киев захвачен. В кольце Ленинград, бои на пороге столицы: бессонные ночи, кровавый закат, суровые, скорбные лица»…

     В самое трудное для страны время, когда шли ожесточенные бои на всех фронтах, в 1942 году, был призван в ряды Красной Армии Содном Янданов.  Ему едва исполнилось 18. Эшелон с призывниками остановился в Иркутске: новобранцам предстояло пройти обучение различным военным специальностям. Оно длилось 5 месяцев: Содном стал шофером, начал хорошо разбираться в тонкостях отечественных, позже — иностранных машин. Спустя 5 месяцев будущие бойцы вновь оказались в эшелоне. Много дней и ночей он находился в пути.  Выгрузка солдат началась на железнодорожной станции Гороховец Горьковской области ( с 1944 г. Гороховец стал относиться к Владимирской области). Никто не знал, с какой целью их выгрузили на этой станции, каковы дальнейшие планы командования. Как выяснилось позже, солдат привезли в учебный центр: именно здесь проходило их ускоренное обучение. В годы войны этот центр стал пунктом формирования новых частей. Здесь было создано и отправлено на фронт более 300 соединений. Однако условия размещения в центре новобранцев были спартанскими: солдаты жили в антисанитарных условиях, не хватало теплой одежды, подчас им не оказывалась медпомощь. Кормили их скверно.  Многие умирали, не успев попасть на фронт. Народ потому окрестил этот центр Гороховецким лагерем. В таких аскетических условиях пришлось служить 19 -летнему пареньку в Гороховецке. Стойким оказался он. Несмотря ни на что, он выжил, «дрался с беззаветной силой», «громил лихих врагов в решающих боях». Всему научился Содном за эти нелегкие месяцы.

В этом месте шло комплектование новых частей, испытание новых артиллерийских систем, танков с разными вариантами пушечного вооружения. Также тут прошло испытание танка Т -34. За 3 дня из этой пушки было произведено 2807 выстрелов. После проведенных экспериментов Т-34 вошел в серию и стал лучшим танком  второй мировой войны. Здесь испытывали многие отечественные орудия, также трофейную технику, отстреливали новые танки ИС, Т — 34-85. Сюда же по ленд — лизу поставлялись американские трехосные грузовые автомашины «Студебеккер», выпускавшиеся с 1941 по 1945 г.г. Автомобиль был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся по ленд – лизу в СССР. В отличие от советских грузовиков он отличался повышенной проходимостью и грузоподъемностью. Также в отличие от наших грузовиков имел полный привод на все 3 оси. За 4 года корпорацией было выпущено около 197 тыс. грузовиков, примерно 100 тыс. из них были поставлены в СССР  во время Великой Отечественной войны ( максимальная скорость машины — 72 км,  грузоподъемность — 2268 кг, расход топлива — 38,5л, объем бака – 151,4 л). Первые машины прибыли в СССР осенью 1941 г. и стали проходить испытание с 18 июля 1942 г. по 15 мая 1943 г). После «боевого крещения» была рекомендована грузоподъемность до 4 т. Автомобиль также имел высокое расположение частей. Вследствие этого, стал основным средством перевозки реактивных установок «Катюша». После окончания войны часть машин была отправлена в США. Оставшиеся в СССР «Студебеккеры» участвовали в восстановлении  народного хозяйства нашей страны.

После окончания войны он в течение 2 лет восстанавливал вместе со всеми разрушенное войной хозяйство на территории Молдавии: здесь ему пришлось управлять «Студебеккером» ( пригодились знания, полученные в Гороховецком учебном центре). Демобилизовался Содном Сундуевич только в 1947 г.  На вопросы односельчан: «Где проходил службу? – гордо отвечал: «В далекой Молдавии. Отсюда не видать». Деревенскому пареньку доверили управление мощной машиной: отменно, видно, разбирался в иностранной машине наш земляк.

Военные пути — дороги после обучения в Гороховце забросили его на Украину. Запомнились ему кровопролитные бои за освобождение Украины, бои при форсировании Днепра, Днестра. С боями боец Янданов в составе 3 Украинского фронта дошел до Румынии, Болгарии. Радужная весть об окончании войны застала его на болгарской земле. Болгары встречали советских солдат с цветами, красными флагами.

Вернулся в родное село Содном через 5 долгих лет. За боевые заслуги  награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За победу над Германией». С горечью узнал, что 58 его односельчан погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Со многими из них он до войны и пахал, и сеял, делил тяготы трудного времени. Жизнь продолжалась. Вернувшиеся с войны солдаты сели за руль тракторов, машин и стали поднимать народное хозяйство.

Содном стал трактористом, не раз его назначали бригадиром тракторной бригады. Не покладая рук, с 1947 г. до ухода на заслуженный отдых бороздил поля родного колхоза. За ударный труд награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель», в 1970 году — юбилейной медалью «За доблестный труд.  В ознаменование 10 0 – летия со дня рождения В.И.Ленина».  Содном Сундуевич очень обрадовался получению этой медали: 23 года неустанного труда увенчались успехом. 4. 11. 77 г. Главный комитет ВДНХ СССР наградил Соднома Сундуевича знаком «Ударник 9 пятилетки», денежной премией в размере 35 р. Самой дорогой реликвией для него стала бронзовая, также золотая медаль ВДНХ: Родина высоко оценила труд рядового труженика. Итогом его 40 – летнего труда механизатором стало присвоение ему звания «Заслуженный механизатор БурАССР». Он заслужил эти высокие награды Родины своим безукоризненным трудом.

«Двадцатилетние парни, что вырастали в траншеях, на потрясенных равнинах участь вершили земли. Шли вперед, громя врагов ненавистных, чтоб мы свободно жить могли». Среди них рядовой Красной Армии Содном Янданов, ставший воином – освободителем, прошагавший победным маршем в мае 1945 года в многострадальной Европе.

     Пусть никогда не померкнет их слава!

 

Г.Г.Шахмалова

июнь 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo