Ардан Лопсонович Ангархаев. Сакральные места Тунки. Часть вторая.

Хан Шаргай – Бурхан баабай

    Ставка Хан Шаргая – Бурхан баабайя (“Хан Шаргайн Бурхан баабайн һуури” расположена между санаторием “Нилова Пустынь” и с.Хойтогол у подножия огромной горы,  мимо которой проходит дорога “Нилова Пустынь – Хойтогол”.

458_thumb

Ставка является историко-культурным памятником, а Песчаная гора – памятник природы, т.к. она скопление огромной массы песка. От нее к востоку, также на левой стороне р.Иркут существует памятник природы-многометровый песчаный пласт – урочище Бадары, которое является уникальным мировым природным созданием, что несомненно одного  геологического происхождения.

Хан Шаргай (Бурхан баабай – ламаистская часть имени) – небожитель (хад бурхан), появление (функционирование в тэнгэрианском пантеоне) относится к началу второго тысячелетия н.э. Это время, по мнению большинства этнологов, образования бурятского этноса (в призываниях в честь хан Шаргая, говорится о 20 поколениях времен, если фактическое обособление бурятских племен от всемонгольского периода, это 1500-е годы, а 20 поколений – это 500 лет, как принято считать одно колено (поколение) в 20-25 лет, а начало сложения бурят-монгольских племен (хори, хонгоодор, эхирид, булагад), по всей вероятности, надо относить к 1000-м годам н.э. – это время выхода монгольских племен из прародины Эргэнэ-хон, по нашему ориентировочно, VIII-X вв. н.э.). [А.Л.Ангархаев. Буряты в общемонгольской истории. У.-У.: БГУ, 2014, с.35-37].

i

Хан Шаргай по тэнгэрианской мифологии-верховный хад (небожитель) западных 55 хатов (хадов), которые являются хозяевами Восточных Саян. Он и сын тэнгэри (небожителя, восседающего в Небесах – Навечно Синем Небе, высшей божественной инстанции монголов; в Тунке Буха ноён и Хан Шаргай являются сыновьями Тэнгэри: и первый охраняет Тунку на востоке, а хан Шаргай с западной стороны и является самым воинственным и быстродействующим из 5-ти гениев-хранителей Тунки. Поэтому в годы Великой Отечественной войны, уезжающие на фронт брали с собой священный песок с Песчаной горы на Ставке. И потом молодые люди – отбывая в «горячие точки» последних лет.

Его самый значительный подвиг – победа над предводителем войска, оказавшегося в бурят-монгольских пределах с карательной и грабительской целью из Кукунура, нынешней Внутренней Монголии, провинции Китая.

Территория, относящаяся к Хан Шаргаю начинается с села Шимки, конкретно с сакрального места «Тамхи баряаша», где путник, направляющийся в сторону с.Монды, в Оку, в Монголию, преподнося табак (закуривая трубку вежливости, почитания хозяев местности, получает разрешение у Хан Шаргая вступить в западные пределы Тунки, что находится под властью грозного стражника Шаргай ноёна).

Tunkinskij-nacionalnyj-park-5-Trubka-Mira

Далее путник переваливает Дабаан (Перевал), где одержал победу Шаргай над кукунурским воителем Сөөхэр ноёном (местность называется Дабаанай аман (по-русски Поддабан), где обязателен ритуал поклонения у горного ключа, обустроенного по современному.

1431618478_4

От тракта Култук – Монды (госграница) идет направо ответвление в сторону санаторного комплекса Нилова Пустынь (к радоновым водам).

Реки Иркут и Ехэ Угун, горное тесное ущелье (где расположены санаторные объекты) – и через 3-4 километра – Ставка Шаргай ноёна. Теперь здесь создается рекреационный, культурно-религиозный комплекс.

Фото-0128_thumb

221_thumb

Ставка Шаргай ноёна – излюбленное место посещения туристов, гостей района в любое время года и промежуточный пункт на пути к знаменитым целебным источникам Шумак (это, как говорят, 108 ключам, исцеляющим 108 видов болезни), что расположены в долине одноименной реки за первыми грядами Восточных Саян (Тункинских белков).

112553595

Святилище Шаргая-Бурхан баабая – перспективный в рекреационном освоении объект, и как историко-культурный и природный памятник привлекателен как культурно-природное достояние региона, имеет значение и в международном аспекте (в связи с историей Центральной Азии).

Продолжение следует

Поможем сайту!

Ардан Лопсонович Ангархаев. Сакральные места Тунки. Часть вторая.: 1 комментарий

  • 19.03.2018 в 04:11
    Permalink

    первое фото в статье Бурхан Баабай старое. уже нет там такой святости. старый жалсан разрубил и уронила Золотарев — правая рука Самарина. Золотарев сам же в этом и признался публично. Домик детский тоже пострадал. Где теперь людям детей просить? негде. налепили новый чугунный жалсан, отмыли некоторые люди деньги, разрушили святое. И все это под наблюдением известного хойто-гольского ламы.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo