Ардан Лопсонович Ангархаев. Сакральные места Тунки. Часть первая.

Буха ноён, Будан хатан эбии.

               Памятник истории, культуры и природы

Место расположения: Восточная оконечность Восточных Саян, хребет к северу от с.Далахай. На склоне хребта издалека из долины р.Иркут (из Торской котловины) видна большая белая “плешина” — известняковые обнажения, над ними высятся две роговидные скалы высотой до 70 м, на одной из них – кумирня Буха ноёна (все это “Буха ноёной һуури” (“Ставка Буха ноёна”). Высота хребта около 1500 м, “Ставка” находится на половине пути до гребня.

Буха ноён – древнейшая сакральная фигура (божество монгольского мира).

В шаманских призываниях говорится, что он пришёл из «западных глубинных земель» («баруун досоо газарһаа”) за 2000 лет тому назад. Миф о Буха ноёне также уходит в глубины истории: это Египет (священные быки-аписы, которые были культом власти фараона), персонажи крито-микенской культуры, культуры Двуречья (шумерской, аккадской, вавилонской), Среднего Востока, на запад культ быка доходит до Северной Африки и Испании, в монгольском ареале особо почитается в Северной Монголии, в Бурятии, что является Севером монгольского ареала [А.Л.Ангархаев. Буряты в общемонгольской истории. У.-Удэ.: БГУ, 2014, с.77-85]. – Буха ноён – старший (верховный)  небожитель 13 Северных ноёнов («Арын арбан гурбан ноёдой ахалагша») хозяев местностей, гор и рек (Восточных Саян, Байкала, рек Лена, Ангара, Иркут, Баргузин, о.Ольхон, Селенги). Историко-этнографические и историко-культурные исследования показывают, что мифофольклорный «след» ведёт нас ко времени второй половины первого тысячелетия до н.э., т.е. к хуннским временам (приход Буха ноёна в наш регион фольклорно датируется 2000 лет тому назад, так говорится в призываниях в честь его (призывания сложились к 1500 г. н.э., при обособлении бурятских племен от всемонгольских.

Буха ноён – мифический предок бурят, родоначальник племени буряад.

В ХIX в. и начале ХХ в. Западные буряты устраивали коллективные поклонения Буха ноёну (булагаты, хонгодоры, часть эхиритов) в Тунке.

Это историко-культурная часть почитания культа Буха ноёна. К тому же относится историческое сосредоточение здесь трех религий: тэнгэрианской,  буддийской, православной – в начале ХХ в. Высокий тибетский буддийский иерарх Буха ноёна “ввёл” в пантеон буддийских божеств (Ринчин-хаан), на вершине другой скалы (одном из двух “рогов Буха ноёна) монахи Гужирской церкви поставили часовню.

Ежегодно здесь устраиваются большие молебствия. Положено начало проведения на этих молебствиях культурных (концертных, театрализованных, спортивных) мероприятий. Построена кумирня – восьмистенная бурятская юрта.

Объект «Ставка Буха ноёна» привлекателен сакральностью для всего монгольского мира, мифофольклорностью – для Евразии, значит, имеет существенный потенциал для закладки  и развития туристического сектора экономики в регионе с азиатской направленностью вкупе с другими памятниками культуры, истории и природы.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo