Ардан Лопсонович Ангархаев. Урок Истории. Часть Первая.

К организации историко-культурного, этнографического,  научного международного комплекса «Алан Гуа – Гал Гуламта» в местности Хоймор Тункинского района Республики Бурятия.

 

  1. Историческое летописное обоснование проекта

Проект «Алан Гуа – Гал Гуламта» представлен инициативной группой во главе с председателем районного Совета депутатов МО «Тункинский район» (Республика Бурятия, Российская Федерация) А.В. Сыреновым на рассмотрение Международного фестиваля бурят всего мира (Улан-Удэ, июль 2016 г.) после предварительного обсуждения представителями общественности Республики Бурятия, Монголии, Автономного района Внутренняя Монголия КНР.

Центральный объект  комплекса – памятник – статуя Алан Гуа.

Алан Гуа – легендарная прародительница монголов, династия Чингис хана восходит к Алан Гуа // Алун Гуа (Чингис хан в 12 колене от Алан Гуа). Главные монгольские роды считаются прямыми потомками Алан Гуа.

Алан Гуа является дочерью Хорилардай мэргэна и Баргуджин гуа – дочери владетеля Хол-Баргуджин Тукума Баргудай мэргэна [Сокровенное сказание монголов. §8].

Баргуудай мэргэн – потомок Барга баатара, упоминаемого в хоринских летописях (Т. Тобоева, В. Юмсунова), как прародитель бурятских племен: эхирид, булагад, хори, также отдельных ойратских племен, а отсутствует в известных селенгинских – (Д-Ж. Ломбо-Цыренова, С. Юмова) и баргузинских (кроме Цэжэб Цэрэнова).

По Ц. Цэрэнову Барга-Баатар жил по реке Тобол, притока Иртыша. Когда он отправился на восток, старшего сына оставил на родине, по преданию от него произошли нынешние ойраты, переселившиеся на Волгу, незначительная часть переселилась на восток, должно быть, с общим потоком во главе с Барга-Баатаром, поэтому в районе Балаганска есть рода (икинаты, зунгары, именующиеся ойратами, т.е. öлöд (өөлэд), сэгэнуд).  Ср. олюдэр и өөлэд. [М.Н. Хангалов // Г. Румянцев. Происхождение хоринских бурят. У-У., 1962 – с. 164].  Барга-Баатар со средним сыном Гур-Бурятом и младшим Хоридой мэргэном добрался до Тункинской долины. [Буряадай түүхэ бэшэгүүд, У-У., 1992]. Интересно, что прежняя родина по Тоболу называлась Хухэ-Мондорго, а местность, куда они прибыли – Хухэ Мундарга// Мондарга// Когмен// Хухэй// Саяны (по-нынешнему) [Б. Барадин, У-У., Антология бурятской литературы, 2013]. Потом Гур-Бурят остался там, потомки частично ушли на нынешнюю территорию западных бурят, а Хоридой ушел на Лену, позже потомки перебрались на южную сторону Байкала. Барга мэргэн ушел из жизни в долине Иркута, недалеко от нынешнего г. Иркутск [Буряадай түүхэ бэшэгүүд, с. 169].

Записи Ц. Цэрэнова «Краткая история баргузинских бурят», сделаны в 1908-1917 гг. Подобное предание записано И. Заяхановым в 1879-1880 гг. в Кударе. И в предании, записанном М.Н. Хангаловым у кудинских бурят также упоминается Хохо-болдок  у оз. Хух-нур, который находится в Тунке (у Заяханова упоминается район трех больших озер Сайдамта Сага-Нур, а озера под таким названием есть в местности Хоймор в Тунке). Также Хухэ болдок (в Тунке) упоминается у Б. Маласагаева (запись сделана у баргузинского бурята Даши Бубеева, жившего в Агинском районе) [Г. Румянцев. Происхождение хоринских бурят. У.-У., Бур.кн. изд-во,1962, — с. 165-166, с. 171].

Как видно, география записей представляет всю этническую Бурятию, хронологически – XIX в. – начало XX в., когда еще была свежа историческая память (летопись Т. Тобоева написана в 1863 г., чуть позже летопись В. Юмсунова), записи сделаны образованными и ответственными людьми (напр. Т. Тобоев – предводитель агинских бурят, В. Юмсунов – глава одного из кижингинских родов, знал многие языки, кроме тибетского и монгольского – русский, английский, греческий, М. Хангалов – выдающийся ученый-этнограф, Ц. Цэрэнов – ученый лама, учитель монгольского языка).

Вышеназванные факты говорят о том, что Тунка является исторической родиной основных бурятских племен в один из периодов их истории.

Факт супружества Хорилардай Мэргэна и Баргуджин гуа говорит в пользу того, что племя Хоридоя жило в одно время после ухода из Тунки на Лену (с Лены, должно быть, они перешли в долину Баргузина, потом оттуда на южную сторону Байкала; приход бурятских родов с Лены в Баргузин был в более позднее время по летописи Ц. Цэрэнова в 1700-х годах, это эхириты, булагаты, сэгэнуты, обратим внимание: галзуты – один из хоринских родов). Теперь уточним, какая территория подразумевалась под Хол – Баргуджин Токума в «Сокровенном сказании монголов»:  По Рашид-ад-дину Баргуджин Токум на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы на той стороне реки Селенги. В тунгусо-маньчжурских языках барчи 1)противоположный (о стороне берега); 2) баргаjoн заречный житель (с противоположной стороны, из-за реки), барчида противоположная сторона и т.д.  у орочонов о. Сахалин.

Рашид-ад-дин приводит сведение, что в Баргуджин Тукуме жили баргуты – баргут, хори, тумат [См. Этимологический словарь бурятского языка.  с. 123-126]. Регион вокруг Байкала является для степей, населенных собственно монгольскими племенами, Баргуджином (т.е. находящимся «на той стороне», далеко, что означено в «Сокровенном сказании монголов» – хол (Хол – Баргуджин Тукум). Баргуджин Тукум – это  местность, куда можно попасть, направляясь вниз по Селенге от реки Хилок [Сокровенное сказание монголов. §109].

Топоним Баргажан оказался  устойчивым, ибо у эвенков подобным образом называется «противоположная сторона» (скорее всего, река) [см. Этимологический словарь бурятского языка].

Баргуджин Тукум упоминается у Рашид-ад-дина в связи с кончиной Чингис хана: «… его похоронили в местности, которую он перед тем однажды соизволил назначить в качестве великого заповедника «курўк-и бузург…» [Рашид-ад-дин. Сборник… , т. 1, кн. 2, с. 259]. На с. 273 находим сведение о тысяче Удачи, «бывшего из племени хоин [ветви] урянхатов. Это племя и потомки этого Удачи со [своею] тысячью по закону [йāса] и обычаю [йўсўн] охраняют великий заповедник [гурў], расположенный в местности Буркан-Калдун, и никогда не ходят в походы». См. выше: «хоин «урянха» – лесные урянха», урянха и хонгираты (хонгоодор) – жители Прихубсугулья; владетелем Бурхан Халдуна является Шиючи баян урянха, урянха был в числе первых (организаторов) выхода из Эргэнэ-хон. К тому же приводятся слова Чингис хана: «Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин Токум, на Ононе и Кэлурене будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым [от природы] без наставлений и выучки. И каждая девочка, которая там родится, будет хороша и прекрасна лицом без убранства, причесывания и румян и будет безмерно искусна, проворна и добродетельна» [Рашид-ад-дин, с. 264].

Эти факты также подтверждают (вспомним памятник истории и природы Престол Чингис хана) то, что Саяно-Байкальский регион (Саяно-Алтайский регион) являются прародиной монголов (См. далее).

  1. II. Обоснование проекта по первоисточникам истории монгольского народа и по существующей исторической литературе.

При всей мифилогичности сюжета предания о Барга баатаре, подразумевающей существование разноречивых версий, остается неоспоримым, что у него три сына: один из которых Хоридой – прародитель Алан Гуа; и во-вторых, Тунка являлась родиной ее в один из исторических периодов бурят-монгольского народа.

Без этого факта невозможно прийти к единству бурят-монгольского народа, т.е. Тунка в один из периодов этногенеза бурят была родиной основных бурят-монгольских племен-хори, хонгоодор, эхирид, булагад.

Поскольку нас интересует Алан Гуа, рассмотрим историческое время ее, проще говоря, в какой же исторический период хоринского народа она явилась на этногенетическую авансцену.

Это время, когда народ хорь түмд (хори тумат), претерпевает раскол: Хорилардай мэргэн уводит часть народа к Бурхан Халдуну, назвав хорилар (хорилар обог). [Сокровенное сказание монголов, § 9]. Племя хори во время пребывания в Тунке возглавлялось, как гласят бурятские предания, Хоридоем. Значит, Хоридой – предшественник Хорилардай мэргэна.

А во времена выхода монголов из Эргэнэ-хон, прародины своей, хори называется горлос//куралас.  В «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина говорится, что Алан-гуа из племени куралас [Сайшиял, гл. I]. Абуль-Гази указывает, что при выходе из Эргэнэ-хон государем тех племен был Бүрте-Шоно из рода киян из поколения курлас [Абуль-Гази. Родословное древо тюрков. Казань. — 1906; Москва – Ленинград, 1958. — с. 33]. По Рашид-ад-дину главными племенами были нукуз, урянхат, кунгират [Рашид-ад-дин, 1952, т. 1, кн. 1].

Эргэнэ-хон по всем географическим, историческим фактам подразумевается Байкало-Саянский регион: по географо-ландшафтным описаниям Тункинский край – долина, окруженная неприступными отвесными скалистыми горами, с целебными источниками, разными лесными плодами; первые люди во главе с Кияном и Нукузом пробрались по тропам, пробитым горными баранами, верблюд и конь с большим трудом могли по ним проходить… [Рашид-ад-дин, 1952. — с. 153;  Г. Хондемир.  Хуласет-уль-Акбар. История монголов от древнейших времен до Тамерлана. – С.-Пб., 1834. — 171 с. ; Д’Оссон. История монголов, 1824-1834//Иркутск, 1957. — с. 87; Абуль-Гази. Родословное древо тюрков, Казань, 1906. — с. 30; Ш. Худайберды. Родословная тюрков, киргизов, казахов, ханских династий, Алма-Ата, 1990. — 120 с.; Ч. Валиханов. Избранные произведения. М.: Наука, 1986. — с. 304, 380;  Абу-л Фазл Аллами. Акбар-наме. Самара: Агни, 2003. — с. 111.]

Вообще, существуют две версии местоположения Эргэнэ-хон: аргуно-хинганская и саяно-алтайская.

Саяно-алтайская версия, кроме вышеприведенных географо-ландшафтных, имеет историко-географические доказательства.

По хронологии событий по первоисточникам время захода прамонгольских племен Ильхана в Эргэнэ-хон после сражений с Туром, властителем Мавераннахра и Туркестана и Суниджем, ханом татар и айгуров (уйгуров) [«Акбар наме», с.111-112, 114-117, 307-308] определяется III-IV вв. н.э. [Собрание исторических записей об уйгурах: Пекин, 1958]. Уйгуры того времени зафиксированы по южной стороне Байкала, по Селенге и Орхону (восточные уйгуры), между Иртышом и оз. Балхаш (западные уйгуры) [Бүгд найрамдах Монгол ард улс. — с. 134-135]. Следовательно, сражение происходило в регионе Саяно-Алтая, где легендарные прародители монголов Киян и Нукус  укрылись в Эргэнэ-хон.  89085962433

Предположение, что прародина монголов Эргэнэ-хон находилась в Саяно-Алтайском (вернее Саяно-Байкальском) регионе, исходит и из наличия данных мифологии и существующих сакральных объектов в Саянских горах: Престол Чингис хана в Хойморах в Тунке западнее курорта Аршан, а на границе Тункинского и Окинского районов – легендарный проход Нүхэн Дабаан, «прожженный» в хребте в районе горы Мунко-Саридак при выходе монгольских племен из Эргэнэ-хон, и гора (сопка) Джамухи, и тэнгэрианский хозяин местности Мон (Монды) Дархан Дуурай, у которого «горн величиной с озера, а мех – с луга», по указанию которого была прожжена скала, открыв выход из плена непреступных гор [см. Ангархаев А. «Буряты в общемонгольской истории», У.-У., БГУ, 2014. — с. 212].

К определению местонахождения Эргэнэ-хон нельзя не принимать важный этнографический фактор:

  • Абуль-Гази отмечал, что в Эргэнэ-хон знали, что вне долины есть исконные благодатные земли, хорошие пастбища; что соответствует исторической правде – при Ильхане прамонгольские племена занимали территорию от Онона и Керулена на востоке до Алтайских гор на западе, которая принадлежали саньби, ранее хунну;
  • Бүртэ Шоно повел свой народ «пересекая Тэнгис далай (море Тэнгис)» к Бурхан Халдуну; Тэнгис далай – это озеро Хубсугул (в то время в монгольском мире, должно быть,  Хубсугул и Байкал представлялись как единое море), поэтому считалось как Тэнгис (огромное водное пространство как небо над землей). Бүртэ Шоно вел своих, не переплывая Хубсугул (как ошибочно предполагают), а обойдя с запада озеро [«Сокровенное сказание монголов», § 1];
  • Владетелем Бурхан Халдуна являлся Шинчи баян уряанхай [«Сокровенное сказание монголов», § 9], а племя уряанха известно в Прихубсугулье [С. Бадарч. Ховсгэлийн Ханх сүмын товчоо. Улаанбаатар, 2012]. Должно быть, ареал их обитания простирался до Бурхан Халдуна, и уряанха был в числе главных племен при выходе из Эргэнэ-хон;
  • Хорилардай мэргэн уходил, порвав с родным племенем хорь түмд к Шинчи баян урянхаю;
  •  С Алан Гуа жил после смерти ее мужа Добу мэргэна слуга, молодой человек из племени маалиг баяд (Шинти баян урянхай был либо урянха из племени баяд, либо баяд из племени урянха, либо урянха баяд//баяд урянха как двойное племя, т.е. союз урянха и баяд, ибо племя баяд подразделялось на нескольких баяд как маалиг баяд, кэхээрийн баяд, джадай баяд, баяд дуклад и т.д.) [«Сокровенное сказание монголов», §12-15; Бүгд найрамдах монгол ард улс; с. 86]; И в это время у Алан Гуа родились три сына, младший из которых Бодончар положил начало чингисхановской династии; Хтам кровь проливалиорилардай мэргэн пришел к Бурхан Халдуну к баяутам и урянхайцам как к родственным племенам – а это по совместному пребыванию в Эргэнэ хон (баяд по Рашид-ад-дину являются одним из выходцев) [Указ. соч., т.1, с. 78];
  • В Баргузине почитается гора, связанная с почитанием Бүртэ Шоно, как относящаяся к его стойбищу.

  Значит, памятник Алан Гуа сводит воедино основные исторические вехи монгольских народов.

Продолжение следует.

Поможем сайту!

Ардан Лопсонович Ангархаев. Урок Истории. Часть Первая.: 21 комментарий

  • 01.03.2017 в 21:34
    Permalink

    Махалиг Баяут-значит по кости предки Чингисхана.Буртэ-Ашино значит по матери Алан-гоа,Баргуджин-гоа,а Хонгираты по отцу Алан-гоа-Хориглар-адай мергену,и ныне Тувинцы и Хакасы говорят Адай,а Казахи-Ата(отец-старшина) Значит по-кости Хонгодоры от Урянхов-тюрков,а поскольку Хориглар и Хориг-Адай были от их рода,то и нынешние Хори по кости Урянхи-тюрки-хунну, перешедшие на Сиан-бийский и тунгусский язык-своих жён и подданых-аратов…Известно,что к 40 тыс. войску Сианбийцев Таншихая-присоединились 100 тыс.семей Хунну и от смешения видимо и возник монгольский язык…После Таншихая,просто возникла демократия, свойственная Сяньбийцам и Урянхи-тюрки с шежире оказались у них в роли как Варягов-Рюриковичей на Руси,в массе Сяньби-Хунно-средне-говорящих метисов и все стали постепенно *прото-монголо-говорящими…

    Ответ
  • 02.03.2017 в 03:21
    Permalink

    Всё, что написал автор нацпарка, может правда, а может и нет. Кто его знает. Читать трудно. Кто прочел это до конца, тому респект. И, всё это написано, чтобы обосновать траты больших бюджетных денег в долине на сооружение памятника.

    Ответ
  • 02.03.2017 в 14:49
    Permalink

    Оставим на совести автора статьи, и как говорит Верка автора нац.парка, его соображения кто откуда пришел и куда ушел. Ангархаев А.Л. не профессиональный историк-исследователь. Его обращения к литературным источникам имеют любительский уровень, их можно отнести к сказаниям, а точнее к мифам. Это тоже интересно и увлекательно, хотя и далеко от правды. И чтобы обрести читателя надо писать проще.
    А если рассматривать написанное с житейской стороны, то не надо тункинцев и других вводить в заблуждение. Тунка не может быть прародиной каких-либо бурятских родов по своей географии и скудности природных ресурсов. Численность людей живущих охотой и собирательством наиболее мала и зависит от количества зверя и птицы в тайге, рыбы в реке, ягод, орех и грибов. Степные скотоводческие народы, в том числе буряты и монголы, могут развиваться на обширных пространствах где могут прокормиться зимой и летом большие стада за счет которых растет численность населения, дробится на роды. Самую наибольшую численность имеют земледельческие народы, которые используют все что и скотоводы и охотники. Места обитания этих групп человечества мы все знаем.
    Знаем мы так же сколько скота может прокормить тункинская земля сейчас, а в древности она была почти сплошь заросшая лесом и прокормить могла лишь несколько семей, да и то недосыта. Так что при всём уважению к Ангархаеву А.П. зарождению бурятских родов в Тунке следует отказать. Буряты пришли сюда позже, с более благодатных мест, вытесненные в результате каких-то передряг. Тунка была тогда отнюдь не земля обетованная, куда селились по нужде. Более слабых и неудачливых оттесняли дальше в нынешнюю Оку, куда и сейчас никто не рвется.
    По этим же причинам Саяно-Байкальский регион не может быть прародиной монголов. Если бы монголы зародились в горно-таежной местности, они назывались бы сойотами, тофами, ороченами и ездили бы на оленях. Так что предположения автора статьи можно отнести к литературным вымыслам. Но они тоже имеют право на свое существование, только бы стиль для восприятия упростить.
    Можно и Алан-гоа, Чингисхана и других исторических героев заселить в Тункинскую долину, но это выставить себя на посмешище, особенно зная откуда и как шла история азиатских народов и как относятся монголы к бурятам, да и сами буряты друг к другу.

    Ответ
    • 02.03.2017 в 15:31
      Permalink

      Александр, здесь как всегда все немного сложнее. В районе 11-12 вв Тункинская долина как раз была вполне себе скотоводческим регионом. Климат способствовал тому, что лес у нас тогда был представлен реликтовыми ельниками возле Иркута и горной тайгой Саян и Хамар-Дабана, собственно же котловины — Торская, Тункинская и отчасти Хойтогольская, представляли собой достаточно влажную лесостепь. Хоймор… то, что сейчас больше болото, тогда было больше цепь озер. С той численностью кочевых племен, что в нашем регионе реально имела место быть — Тунка вполне могла прокормить порядка 500-1000 человек. Так что сбрасывать со счетов вероятность, описываемую А.Л. Ангархаевым, нельзя.

      Ответ
  • 02.03.2017 в 17:27
    Permalink

    Написанное Ангархаевым не есть истина в последней инстанции. Могут быть и другие мнения, если заплатить хорошие деньги людям от науки, то через некоторое время, они выдадут вам такой труд,что белое окажется чёрным, а чёрное-серым. А насчёт лесов, позвольте не согласиться с 789, почему заброшенные поля всего за 20 лет заросли деревьями до 4 метров высотой. А 800 лет назад, думается, была сплошная тайга по долине. Если забросить от человеческой деятельности междугорье Хамар-Дабана и Саян, то через 500 лет не скажете, что когда-то здесь жили люди и возделывали поля. Здесь будет шуметь тайга. Но будем надеяться, что такого не случится.

    Ответ
    • 02.03.2017 в 17:33
      Permalink

      В 10-12 вв в Восточной Сибири вовсю бушевала аридизация, засушливый был климат. Леса как правило деградировали до лесостепей. А вот лет через 250 наоборот, стало холодней и при усилившейся влажности долина довольно быстро начала зарастать.
      Однако в 1676 году Тункинский острог был поставлен в лесо-степном ландшафте, то есть тех лесов что имели место в веке 19-м, еще не было.

      Ответ
  • 02.03.2017 в 20:57
    Permalink

    Давайте оперировать цифрами меньше, чем 100 лет. Тогда люди нам более или менее поверят.

    Ответ
  • 03.03.2017 в 05:17
    Permalink

    На протяжении последних 5-ти тысяч лет в Тункинской долине, там, где не шумела тайга, были озёрца и болота, для скотоводства территория была непригодна. Таяние ледников и снежников по бортам долины, многочисленные ключи подпитывало её водой. Так что Тунка не то что прародиной для скотоводов, а даже пристанищем быть не могла. В Тунке легче обосновать прародину слонов, нежели бурят.
    Ругайте Альхеева, это как то лучше получается.

    Ответ
    • 03.03.2017 в 05:30
      Permalink

      Александр, были у нас такие, достаточно аридные, сухие периоды. 8-12 век нашей эры, около 6000 лет назад, примерно 1,8 миллиона лет назад. Тут могу со всей ответственностью сказать, т.к. в свое время имел доступ к работам и отчетам комплексной экспедиции ИГУ, там была очень хорошая справка по климатическим изменениям именно в долине.
      Косвенно, кстати, это подтверждается «отписками и наказами» Тункинского острога за 17-18 вв. Конечно жалобы местного населения на взаимный и монгольский беспредел надо делить как минимум на 2-3, но реально угоняли монголы от нас довольно хорошие табуны и стада, голов по 50-100.
      Но в одном Вы правы — Тунка была лишь частью зоны перекочевки, то есть постоянно в ней кочевники не жили. До 1688 года кочевые маршруты пролегали через Тунку в нынешний Хубсугульский аймак, в долине кочевники жили больше летом, т.к. зимой у нас для кочевий слишком глубокий снег (за исключением Торской котловины).
      Постоянно именно кочевники-скотоводы поселились в долине, перестав быть чисто кочевниками и перейдя на отгонное скотоводство и заготовку сена, произошло это в начале 18 столетия.

      Ответ
  • 03.03.2017 в 07:30
    Permalink

    Да, Вы правы, долина и в древности была проходная, можно сказать «из варяг в греки». Обломки пемзы из Хобокских вулканов встречаются в могилах первобытного человека в Шаманском некрополе Култука. По самой долине стоянки древнего человека в основном бронзового и железного века. Всё это охотники-собиратели. Вы правильно говорите, буряты появились тут в начале 18 века. Ничьей прародиной Тунка не была.
    Мифы, сказания передают события в образах, без привязки к конкретной территории и к линейному времени, чтобы каждый, где бы он ни был, чувствовал себя сопричастным к великим событиям формирования народов. Их нельзя принимать буквально. Тем более притягивать сюда за уши монголов.
    Тункинская долина знаменита не своим прошлым, а грядущими временами, когда отменят ставший проклятием национальный парк и выстроят инфраструктуру международного медицинского туризма. Можно будет бурить новые скважины для минеральных вод, уникальных по разнообразию и целебным свойствам на небольшой территории. Байкал рядом, Саяны, Хамар-дабан, Хубсугул и много ещё чего. Удачней места не придумаешь. Местное население здесь будет обречено на процветание.

    Ответ
    • 03.03.2017 в 08:02
      Permalink

      Все таки склонен с Вами не согласиться в этом вопросе. Степные (на каком языке они говорили, мы к сожалению не знаем) народы в аридные периоды активно осваивали Тунку, что подтверждается и археологически. По большей части с целью приплющить охотников и собирателей, конечно, но и скотину пасли довольно активно. Более или менее точно мы можем утверждать о наличии представителей монгольских народов в долине со второй половины 17 века, т.к. есть исторические документы. Так вот, до прихода хонгодоров (1688 год) в районе Улан-Горхона вполне комфортно проживали тэртэ, несколько кочевий было в Торской котловине, более того — именно тогда появились первые бурятские казаки, «бурятский казак Юрка Торский» четко упоминается в 1681-82 годах, опять же документально подтверждено.
      Вероятность того, что в своих исследованиях А.Л. Ангархаев прав, довольно высока и по-моему, не стоит отрицать их огульно).
      Тунка как центр медицинского туризма — это единственно правильный путь развития долины, я кстати тоже про это писал в свое время… однако как правильное с точки зрения бизнеса, вполне эффективное дополнение к горячим и не очень ключам Алан-Гоа и сопутствующий ей культурный компонент явно лишними не будут.

      Ответ
  • 03.03.2017 в 13:17
    Permalink

    Пасти скотину в Тунке до её освоения в 18 веке особо негде было, ну да ладно, не о том речь.
    Вероятность правоты Ангархаева нулевая, поскольку он толкует о прародине бурят и монголов, а не о месте их вторичного проживания. Вы же не возьмете на себя наглость утверждать что прародина русских в Тунке, раз они когда то туда пришли и не ушли. Ну ладно буряты такие же как и русские, пришлые, ну а где он в Саяно-Байкальском регионе он нашел коренных монголов или артефакты указывающие на зарождения этого народа в горно-таежной местности.
    Пусть Ангархаев отнесет свою статью к Фентези и никаких к нему вопросов, только слова благодарности.
    Вы же, 789, иногда очень разумные вещи толкуете, приятно почитать. Но иногда проявляете такую бесхребетность и угодничество, что становится жаль Вас за кто рабское соглашательство.

    Ответ
    • 03.03.2017 в 13:27
      Permalink

      Александр, так я и не утверждаю, что прародина монголов у нас). Судя по народным преданиям, археологии, генетическим исследованиям монголы с Алтая. Я о том, что отрицать вероятность рождения Алан-Гоа в долине не стоит и о том, что аргументы Ардан Лопсоновича тоже стоит принимать во внимание. Кроме всего прочего, да простится мне некоторый прагматизм, это хорошо для туризма…

      Ответ
  • 03.03.2017 в 16:14
    Permalink

    С Вами только в колпачки играть. Поддерживая фантазии Ардана Лопсоновича, о самозарождении бурятов и монголов в Тунке, Вы одновременно открещиваетесь от этого.
    Монголы и буряты народы степные, среда их обитания не горные области Алтая и Саян, а степи, где возможно содержание большого поголовья скота. А скотине той, степной по происхождению, как известно, не жизнь в горах, тайге и болотах, а сплошное мучение и погибель, с последующей погибелью людей их обихаживающих, т.е. бурятов и монголов.
    А эти два народа выжили и развились только благодаря тому что избежали участи проживать когда то в Тункинской долине. Сейчас их прародину можно размещать не только в Тунке, но и на северном полюсе, без разницы, где угодно, им уже ничего не грозит, даже сочинения Ангархаева и поддержка его Вами. Но не думаю что остальные буряты и монголы обрадуются столь вольному обращению с их историей. Не с украинских ли степей нанесло на вас такую вольницу?

    Ответ
    • 03.03.2017 в 17:12
      Permalink

      Ардан Лопсонович, кстати, похоже придерживается той же точки зрения). Цитата из статьи: «Вышеназванные факты говорят о том, что Тунка является исторической родиной основных бурятских племен в один из периодов их истории.» Ключевое — В ОДИН ИЗ ПЕРИОДОВ.
      Зародиться может где угодно, у меня вот папа и мама чисто тункинские, а зародили они меня аж в Хакасии, куда их жизнь занесла… важно, что развитие монгольских народов как кочевых шло вне Тунки либо задевало в достаточно малой степени и было ощутимым лишь в некоторые исторические периоды, прямо связанные с изменениями климатических условий.
      Так что идея А.Л. Ангархаева имеет как минимум право на существование.
      Ну и еще одно. Мы находимся сейчас в устойчивом заблуждении насчет того, что цивилизация охотников-собирателей и цивилизация кочевников-скотоводов несовместимы… на самом деле охота в жизни кочевника-скотовода играла очень важную роль, при необходимости скотовод легко превращался в охотника и наоборот, эвенки тому свидетельством.
      В порядке чувства юмора — вежливо спорить на исторические темы мне гораздо приятнее, чем кого-то ругать.

      Ответ
  • 03.03.2017 в 17:22
    Permalink

    Александр, все-то Вам не нравится. Ангархаев, в статье про Алан-Гоа, делает ссылки на литературные источники и опровергать нужно именно их. Если хотите знать, то монголы согласны с тем, что Алан-Гоа из Тункинской долины, да и хори-туматы не против.
    Почему Вы считаете, что Алан-Гоа была дочерью огромного степного рода, она могла быть и из небольшого рода, который проживал в Тунке.
    Александр, человек Вы вроде начитанный, а развиваться не хотите, остановились на уровне, 1)Ваня хороший и что-то сделает,2) национальный парк плохой, 3) нужно развивать медицинский туризм и бурить скважины (хотя никто и не мешает).

    Ответ
  • 03.03.2017 в 17:45
    Permalink

    А в Баяндае надо памятник пастуху Маалиху поставить

    Ответ
  • 03.03.2017 в 18:41
    Permalink

    Ардан Лопсоновичу спасибо. Будем спорить о давно минувших годах пока мы живы, т.е.бесконечно, ибо у каждого своя версия. Всяк будет по своему умничать. Чтобы решить вопрос об алан-гоа окончательно, надо народу Тунки объяснить что к чему и организовать ещё одно голосование. И это надо успеть сделать вместе с выборами главы РБ. Только в бюллетене надо правильно сформулировать вопрос.

    Ответ
  • 04.03.2017 в 05:03
    Permalink

    Ладно, пишите что хотите. Тунку надо переименовать в долину Литераторов, чтобы вопросов не было почему здесь всё идёт не так. Объяснять в Тунке никому и ничего не надо, бесполезно. Местным любителям древности: древние говорили, нельзя объяснить тому, кому нельзя объяснить. Голосование, как показала практика, в любом количестве, тоже не поможет. Чтобы сформулировать вопрос, надо знать хотя бы приблизительно ответ. Для Тунки это заколдованный круг.
    Но ничего страшного, всё нормально. Тунка всегда жила на завозном, даже чужие прародины себе завезли, не то что Алан-гоа. Построят в Кырене Абсолют и вообще ни в чем нуждаться не будете, и только полная свобода литературного творчества. Пишите на все темы, бумага и интернет всё стерпит. Долину только не забудьте переименовать, чтобы все знали куда въезжают, дополнением к вывески нац.парк. Это позволит увеличить сборы на въезде. Можно собирать деньги круглый год, не то что лесники сезонно. Только портреты литераторов не вывешивайте. Нарисуйте Алан-гоа в виде брошенных камней и продавайте якобы от них сувениры. Проезжающим мимо монголам.

    Ответ
    • 04.03.2017 в 06:35
      Permalink

      Carthago delenda est. Карфаген должен быть разрушен. Нацпарк должен быть усушен и заниматься своим делом, а не портить жизнь людям. Это для прояснения моей позиции, Александр, а то поневоле вспоминается анекдот про воскресшего Сталина и Кремль в зеленый цвет…
      Касаемо же темы Алан-Гоа, скажу так — версия имеет право на существование, а в случае реализации проекта принесет людям какой-то доход.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo