Добрый след на Земле

Академику  РАН Д.С. Лихачеву принадлежат замечательные слова об учительстве: «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но и более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человека не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

На протяжении 40 лет будила умы и сердца не одного поколения учащихся Торской средней школы, являлась «самым живым примером для них, учителей, родителей» преподаватель математики Аюша Раднаевна Кырмыгенова.

В кабинете математики, над доской, висел лозунг: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Она «приводила умы в порядок» не только на уроках алгебры , геометрии, так и во время КВНов, олимпиад, «Недели математики», «Боев эрудитов», турниров смекалистых. В школе в 70- 80 г.обучалось свыше 700 учеников. Тем интереснее было проведение различных мероприятий. Как только на доске объявлений появлялось сообщение о предстоящих конкурсах, школа « начинала жить математикой». Выпускались стенные газеты о выдающихся русских математиках Н.И.Лобачевском, П.Л.Чебышеве, А.И.Колмогорове, С.В.Ковалевской…На классных часах, затаив дыхание, ученики знакомились с биографией светил математики. А книги из серии «Жизнь замечательных людей», посвященные им, не залеживались на полках библиотеки. Библиотекарь Е.О.Бадлуева только успевала находить нужный материал. Учителя математики Д.Ш.Болдошкинов, Н.Ж.Жадагаева, Р.И.Конюшкина «болели» всей душой за свои команды и тщательно готовили их к предстоящим схваткам. Как всегда на всех турнирах блистали Ж.Шахмалов, В.Ябжанова, Д.Кырмыгенов, М.Марактаев, К.Иринчеев, В.Хусаев, С.Бахажеева, Ю.Югдурова, Л.Будаева, К. Хадагаева, Л.Шобосоева.М.Малхиев…Закончив успешно школу, многие из них выбрали профессию учителя математики, физики, стали высококлассными специалистами в области IT-технологии. Это не случайно: древнегреческий философ Платон заметил, что «способные к математике изощрены во всех науках в природе».Аюша Раднаевна, как умелый дирижер, руководила проведением всех конкурсов. В день проведения КВНа вся школа была взбудоражена.

152

Нарядно одетые школьники, с необходимыми атрибутами для выступления спешили в празднично украшенный зал. А атрибуты спешно готовились вечерами в школьной мастерской. Визитную карточку каждая команда старалась готовить оригинально, с юмором. Включен секундомер: чья команда быстрее решит задачи, разгадает головоломки. Побеждает сильнейший. Аюша Раднаевна торжественно вручает приз победителю и от души радуется его успеху. Недавно на своей книжной полке я приметила роман А.А,Бальбурова «Поющие стрелы». Книга была вручена мне 42 года тому назад за активное участие в проведении «Недели математики». Увидела знакомый почерк, ее подпись, печать родной школы и вспомнились мне «чудесные школьные деньки». Вечера с участием Аюши Раднаевны всегда заканчивались бальными танцами. В такие вечера она преображалась: походка ее становилась плавной, осанка – горделивой. Как успевала она выкраивать время и для занятий танцами? Если человек занимается любимым делом, то любое дело ему по плечу. Звучит мелодия оживленного характера: значит, закружатся пары в быстром танце польского происхождения – краковяке. Галоп, подскок, тройной притоп, ключ – все эти основные движения краковяка легко исполнялись танцорами. Их движения изящны и плавны. Ревностно наблюдали за учительницей, и когда она кружилась в вальсе, фокстроте, польке. Вся школа знала и «Летку – енку». Ни один Новый год, «День учителя» не обходился без этих танцев. Благодаря Аюше Раднаевне вечера превращались в танцевальные – «зажечься могут сто свечей и от одной свечи».

Утром снова в класс: решение примеров, задач, уравнений, доказательства теорем…Большое внимание на каждом уроке она обращала на устный счет. Таблицу умножения все знали назубок. Трудно не согласиться с мнением швейцарского педагога И.Г.Песталоцци: «Счет и вычисления – основа порядка в голове». От урока к уроку в целях активизации мыслительной деятельности учеников, развития их памяти, речи, в целях повышения внимания, быстроты реакции проводились математические вычисления. В такие минуты она следила за реакцией детей и могла безошибочно угадать. чья рука будет первой победно вскинута вверх. Невольно она сравнивала сосредоточенные лица учеников с лицами детей на картине художника Н. Богданова- Бельского «Устный счет». Не секрет, что в классе были и отстающие, кто не мог вовремя справиться с очередным заданием. Аюша Раднаевна терпеливо объясняла пройденный материал, развивала его способности мыслить, проводила с ними дополнительные занятия. Усилия не пропадали даром: ученик «праздновал» хоть маленький, но успех. А что такое успех? «Это сумма небольших усилий, повторяющихся изо дня в день». Как приятно было слышать учителю добрые слова спустя десятилетия: «Мы любим Вас. Вы научили нас многому».

Целый ряд молодых, неопытных учителей овладели педагогическим мастерством благодаря Аюше Раднаевне, когда она была назначена завучем по учебной работе. В те годы чуть ли не ежегодно в коллектив вливались новые кадры – вчерашние выпускники ВУЗов, педагогических училищ. «Учитель учителей – завуч- вела их по нелегким дорогам практических занятий не поучая, а уча. Настойчиво преподносила им методы и приемы ведения уроков, внеклассных мероприятий. Если они в начале трудовой деятельности вели себя, как неумелые пловцы в «океане знаний», то спустя некоторое время превращались в настоящих мастеров своего дела. Многие из них позже сами успешно руководили учебным процессом в школах района. Испытывала за них радость: приятны завершенные труды.

Иногда с приятной улыбкой на лице вспоминала свои первые шаги на педагогическом поприще. Ее первыми учениками были несмышленые малыши начальных классов. Временами ей на глаза попадались пожелтевшие от времени планы уроков. И начинала сравнивать. Она всегда благодарила судьбу, что на ее пути встречались хорошие люди, мудрые наставники: Н.Б.Тармаев, Е.Х.Храмцов,Е.Н.Тармаева, П.Д.Бахажеева…И в жизни ей повстречался славный человек, с которым она прожила долгую, счастливую жизнь. Высокая, статная учительница сразу привлекла внимание смуглого красавца Бальжина Кырмыгенова. Он был завидным женихом: участник  двух войн, сын  известного коммуниста Малана Гысыловича, сам коммунист со стажем ( в члены партии вступил в 1939 году). А какая была у него выправка! А его боевому пути мог позавидовать любой: младший сержант, заместитель командира стрелкового полка, писарь, старший писарь, переводчик монгольского языка. Военную службу он начал в сентябре 1939 г  — местом  службы стал склад НКО –« с пером в руке исписал не один пласт различных документов». Бальжин вернется домой только в июле 1946 г: приказ о демобилизации был подписан 17 июля. Его грудь украшали медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией». После небольшого отдыха приступил к работе. Его, как и многих фронтовиков, «повсеместно ждал труд невпроворот». И снова клич: «Сквозь века, на века, навсегда, до конца: «Коммунисты, вперед!». После войны благополучно окончил двухгодичную областную партийную школу и стал служить делу партии. Долгие годы возглавлял партийную организацию колхоза им. Ленина. Он был горд, что всю жизнь был частицей непоколебимой силы.

Они создали справную семью. Воспитали 2 дочерей, 5 сыновей. Статных, рассудительных, мудрых. Так случилось, что они дали детям в основном имена тибетского происхождения: Дамби, Дамнин, Даша, Доржо, Данзан, дочерей назвали Дарьей(перс), Даримой (санскр). Дамнин и Даша пошли по стопам мамы. Даша Бальжинович  после окончания БГПИ возглавил Цакирскую среднюю школу- интернат художественно – эстетического направления и вывел в число лидеров образования РБ. Сегодня он – директор Республиканского детско- юношеского центра патриотического воспитания, туризма и спорта и прилагает немало усилий, чтобы воспитанники стали настоящими патриотами своей страны. Дочки связали свою жизнь с медициной: Дарья Бальжиновна – врач – терапевт, Заслуженный врач РБ, председатель врачебной комиссии по медико – социальной экспертизе ЦРБ. Пятеро детей закончили ВУЗы, стали востребованными специалистами.

Как успевала Аюша Раднаевна совместить учебу в БГПИ с воспитанием детей? Бабушек, помогающих воспитывать детей, не было. В няньках был дедушка Радна. Примененные им методы воспитания были эффективными: внуки выросли на зависть трудолюбивыми, честными, человечными. «Обладая истинным сокровищем – умением трудиться», Аюша Раднаевна преодолела все трудности, добилась всеобщего признания, оставила добрый след на земле.

Человек всю жизнь решает задачи. Не только на вычисления, но и жизненные. А их на пути каждого – множество. Аюша Раднаевна со свойственной ей мудростью, обращаясь к душе детей, учеников впрямую, научила их справляться  не только с головоломками математики, но и жизни. Они, вспоминая ее, единогласно говорят: «Ваш труд живет. И будет жить долго в умах, в сердцах людей».

Г.Г.Шахмалова     

с. Торы, ноябрь 2016г.

Добрый след на Земле: 1 комментарий

  • 06.11.2016 в 20:27
    Permalink

    Мы гордимся славными семьями нашей Тунки! Их жизненный путь пример для подражания.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo