«Казак в бою,как орёл в небе»
Потомственные казаки разгулялись на Комсомольском острове в Улан-Удэ.
Непременно песней встречали всех, кто заглянул в Джидинскую станицу. Отведать пышных пирогов мог любой гость фестиваля.
Потомственные казаки из Джиды привезли с собой и настоящего кузнеца, и прялку, и даже старинную мельницу. Раньше хлеб молотили именно таким способом и особо смелые вызвались его опробовать.
А в соседнем курене в казацкой семье родился ребёнок. В честь этого здесь сварили традиционную бабью кашу.
Этот казачий обычай, уверяют здесь, до сих пор жив в Старом Загане Мухоршибирского района. В селе, которое в 17 веке основали казаки Селенгинского острога, и сегодня на столе можно увидеть кушанья тех лет:
У нас вот казачьи колдуны, из рыбы колобки казачьи, окрошка, рыба жареная, потому что казаки в основном ели рыбу.
Мухоршибирские певуньи на фестиваль привезли исконные казачьи песни. Среди исполнительниц — настоящие потомственные казачки.
Нагайка, шашка и папаха — но, чтобы быть настоящим казаком одной формы недостаточно. Главное, говорят здесь, дух. И соблюдение своих традиций.
Казачьи скачки — одна из них. Где ещё показать дух наездничества и казацкого удальства.
Только это совсем не спортивные бега. Настоящий казачий конь должен надёжно пройти дистанцию, а его наездник показать умелую джигитовку с шашкой.
Крен должен быть правильным, иначе удара не будет — предупредил участников Сергей Бурдуковский, руководитель казачьего хозяйства «Серьга» (Верхнеудинская станица). — От уха и уходит в сторону. Должна свистеть! Вы не должны зацепить ни ухо коню, ни корпус!
Этот фестиваль в Улан-Удэ прошёл впервые. В столице Бурятии казачье движение сегодня поддерживают всеми силами. Ведь когда-то Удинский острог, позже Верхнеудинск, был заложен именно казачьим отрядом.
При мэрии Улан-Удэ действует комиссия по делам казачества, в школе № 25 открыты казачьи классы, в Улан-Удэ действует 2 городских казачьих общества — сказал первый заместитель мэра города Александр Иринчеев.
Поддержку казачьему движению оказывают и в правительстве Бурятии.
Традиционно в фестивале наряду со взрослыми принимают участие дети-казачата, поскольку одним из приоритетных направлений по возрождению казачества является военно-патриотическое воспитание детей и молодёжи на казачьих традициях — добавил руководитель администрации главы и правительства республики Петр Носков
Организаторы фестиваля отметили отменную подготовку всех приехавших на Комсомольский остров станиц. Единственный минус — возможно, теперь фестиваль не будет ежегодным.
Принимается решение проводить его раз в два года. Это и с финансовой точки зрения правильнее и люди могут подготовиться — рассказал директор театра народной музыки и танца «Забава» Николай Осипов.
В этих старинных казачьих куренях отходить от традиций и не собираются.
Говорят, пока жив народ, живы традиции и вера.
А казак без веры — не казак.
На берегу реки Селенги развернулись настоящие гуляния и спортивные баталии.
Среди которых и традиционные конкурсы казачьего творчества, конные соревнования по вольной джигитовке и многоборью, состязания пластунов, этап всероссийской детской военно-патриотической игры «Сполох-2016» и многое другое.
По итогам фестиваля были выбраны лучшие из лучших:
Конкурс «Казачьи традиции»:
1. Номинация «Интерактивная площадка»:
I место – Команда станиц города Улан-Удэ;
II место – Тарбагатайская станица;
III место – Кабанская станица.
2. Номинация «Казачья изба»:
I место – Селенгинская станица;
II место – Кабанская станица;
III место – Мухоршибирская станица.
3. Номинация «Казачья кухня»:
I место – Заиграевская станица;
II место – Мухоршибирская станица;
III место – Кяхтинская станица.
4. Номинация «Казаки – умельцы»:
I место – Джидинская станица;
II место – Хоринская станица;
III место – Бичурская станица.
Конкурс «Казачье творчество»:
1. Номинация «Детские вокальные ансамбли»:
Диплом I степени – «Веретенце» (Забайкальский край с. Малета);
Диплом II степени – «Забавушка» (г. Улан-Удэ);
Диплом III степени – «Разъезд» (Джидинский район).
2. Номинация «Взрослые вокальные ансамбли»:
Гран-при – «Черемушки» (Джидинская станица);
Лауреат I степени – «Раздолье» (Забайкальский край);
Лауреат II степени – «Станица» (г. Улан-Удэ);
Лауреат III степени – «Байкальские зори» (г. Улан-Удэ);
Диплом I степени – «Верхнеудинская слобода» (г. Улан-Удэ);
Диплом II степени – «Хаягта» (г. Улан-Удэ);
Диплом III степени – «Круголет» (Приморский край г. Дальнереченск).
3. Номинация «Вокальные дуэты»:
Диплом I степени – Игумнова Наталья и Репина Елена (Кяхтинская станица);
Диплом II степени – Филиппова Дарья и Ковелин Гурьян (Джидинская станица);
Диплом III степени – Максимова Наталья и Сазонова Фаина (Тарбагатайская станица).
4. Номинация «Сольное пение»:
Диплом I степени – Лушникова Любовь (Селенгинская станица);
Диплом II степени – Григорьев Николай (Тарбагатайский район);
Диплом III степени – Филатов Максим (Забайкальский край).
Соревнования и состязания:
Гран-при за конные виды спорта:
Чагдуров Василий (Селенгинская станица)
1. Номинация «Казачье многоборье»:
I место – Жигалин Прокопий (Кабанская станица);
II место – Умурзаков Федор (Бичурская станица);
III место – Намтаев Сергей (Кяхтинская станица).
2. Номинация «Казачья верста»:
I место – Умурзаков Федор (Бичурская станица);
II место – Чагдуров Василий (Селенгинская станица);
III место – Намтаев Сергей (Кяхтинская станица).
3. Номинация «Вольная джигитовка»:
I место – Ринчинов Бэлигто (Верхнеудинская станица);
II место – Потапенко Виталий (Прибайкальская станица);
III место – Плотников Иван (Тункинская станица).
Ратные состязания «Пластун»:
Категория до 18 лет:
I место – Ронин Николай (Станичное казачье общество «Кабанская слобода»);
II место – Подольский Александр (СКО «Джидинская станица» с. Петропаловка);
III место – Бальчугов Борис (СКО «Желтуринская станица»).
Категория «взрослые»:
I место – Корнаков Иван (СКО «Закаменская станица»);
II место – Снетков Сергей (СКО «Хоринская станица»);
III место – Шитин Кирилл (СКО «Заиграевская станица»).
Общекомандное место по итогам всех соревнований, состязаний и конкурсов:
I место – Команда станиц г. Улан-Удэ;
II место – СКО «Джидинская станица»;
III место – СКО «Селенгинская станица».
Специальным призом мэра г. Улан-Удэ А.М. Голкова был награжден Федор Умурзаков из Бичурской станицы.
Благодарственным письмом Министерства культуры РФ поощрена участница народного казачьего ансамбля «Станица» г. Улан-Удэ Людмила Николаевна Григорьева.
Благодарственными письмами за вклад сохранения и развития культуры казачества Забайкалья награждены участники СКО «Станичное казачье общество» Татьяна Вениаминовна Чемеринская, Сергей Семенович Емельянов и юный композитор, талантливый певец из г. Улан-Удэ Лудуб Очиров.
А вот — наши.
Фото 03грб, Тивиком, участников фестиваля.
Поможем сайту!
Слово казак от монгольского «кхасаг»(хагацаж табигдсан сэриг),
то есть получившие урочище служивые воины- ордынцы, как-
правило охраняющие рубежи- границы. В бурятском языке это
слово видоизменилось: Казак-Хацзаг…Хашаг,что значит»клещ».
С фоменковщиной — на ТункаРБ. Редакция «Тунка24» уже предупреждала, но видимо не доходит.
Зачем КАЗАКИ носят навязанный германский(прусский)-атрибут…
фуражки? Папаха-чисто ЕВРАЗИЙСКИЙ(Чингизидов)-военный вид!
Не дошло. В бан.
Почему слово казак от монгольского? Мне казахи говорили это тюркское слово и переводится как всадник или наездник. Им самим не нравится когда говорят что они казахи, получается страна всадников. И почему кхазак — если в бурят монгольском словаре не было буквы к. Оно появилось позже. Также буквы ф, в. Если стариков послушать, они не смогут выговорить эти буквы. Например школа. Они скажут ошхола , Вовка они скажут бобка и т.д.
Ильчир, эту логику нам не понять… ну вот хочется человеку быть хунном и все. Бывает, еще не так у наших порой башку переклинивает, как выборы эти и этот массовый психоз вспомню, так совсем печально.