Школа, которая стала семьей.

В середине 19 столетия казачий офицер Кропоткин (тогда он еще не был великим анархистом) проезжал через Шимки и отметил хозяйственность, рачительность и  бойкость нрава местных жителей. Как никто иной они понимали важность образования, грамотности и  просвещения — ведь село стояло на большом торговом пути. И в 1871 году открыли в станице школу, которая ныне известна как Шимкинская школа-интернат.

В последние годы школа переживала тяжелые времена. Остро стоял вопрос о ее переводе на уровень муниципалитета. Это значило бы для школы закрытие интернатной части, поскольку она явилась бы непосильным бременем для бюджета района. Школа медленно умирала, сокращалось количество детей и работников. Не осуществлялся набор в первый класс на протяжении 4 лет.

В 2015 году вопрос был снят,  школу-интернат оставили на государственном обеспечении. Правительство, Министерство, район приняли единственно мудрое решение, и несмотря на трудности в период экономического кризиса,  школу сохранили. Сначала продвигали идею кадетского казачьего корпуса, потом  пробовали приобрести статус агро-лицея, в итоге было принято решение войти в Ассоциацию этнокультурных образовательных организаций.

DSCN9985

Вот что говорят о родной школе учителя и ученики:

Амгалан Бодеев, выпускник 11 класса, золотой медалист, ученик года-2015.

— Я учусь в этой школе с 1 класса, здесь работает моя мама, здесь учились мои братья и сестры.  Я ездил по многим школам, сравнивал, и могу сказать, что нашу школу отличает от других. Наша школа — это реальная большая семья. У нас есть даже пятая трудовая четверть, где мы работаем на пришкольно-опытном участке. Круглый год мы проводим здесь, в школе. Раньше у нас было деление на сельских и интернатских, но за последние 3-4 года это деление исчезло совсем. Я часто бываю в интернате, и у меня там много друзей. В жизни некоторых детей были трудности, и это зависит не от них, а от родителей. Но в интернате окружение совсем другое: здесь  о детях заботятся, работают с ними, и они чувствуют себя здесь более счастливыми.

Очень благодарен прежде всего своему классному руководителю Валерию Ивановичу Толмачеву.  Кем я стал — я обязан своим родителям и ему. С ним я стал ездить на турслет в другие районы,  побывал на Мунку-Сардык, в Орлике, он научил меня туристической технике. С ним я попал в Новосибирск на всероссийскую научно-практическую конференцию «Юность, наука, культура», мы заняли там третье место .
В этом году у нас впервые в школе появился КВН. Собралась команда «Эйфория», я в ней фронтмен, человек который выстраивает структуру команды. Движение КВН начинала Должид Борисовна, а помогал нам Баир Шобоев — специалист по молодежной политике администрации района, он бывалый КВН-щик и прекрасно нас подготовил. Без него наш  успех был бы невозможен. В финале КВН в городе мы, новички, прошли в финал школьной лиги, а  Игорь Боздоев стал самым лучшим молодым игроком. Я своим товарищам по команде сказал — продолжайте обязательно это дело — школьный КВН сейчас одно из самых популярных движений.

команда КВН Эйфория

 

QpzvIVXNPtE

 

Безотечество Ольга Михайловна, педагог-психолог, социальный педагог и классный руководитель 9-го класса.

— На конец учебного года у нас учится 173 ребенка, 96 детей проживают в интернате. В этом году увеличилось количество детей-сирот: в начале года было 17, а на конец года стало 25. Много прибыло  детей из приемных семей. В этом году я стала самым «классным» классным руководителем,  завоевала Гран-при в районе и представляла нашу школу на республиканском конкурсе, где  заняла 4 место.

2016-07-01_034039

По итогам года мой класс признан самым талантливым и успешным, на многих мероприятиях мы занимали первые места: это и Золотая осень, Новый Год, школьный КВН, спортивные мероприятия, научно-практические конференции. Моя ученица участвует в мероприятиях, связанных с бурятским языком, и в Иволгинском районе из 88 детей она вместе с двумя нашими ученицами заняла 3 место. Наша школа входит в Ассоциацию этно-культурных образовательных организаций. В рамках этой ассоциации часто проходят различные республиканские мероприятия, и преподаватель бурятского языка Соелма Саяновна на все эти конкурсы вывозит наших учеников.

Участники конкурса по бурятскому языку (2)

В нашей  школе учиться интересно. Здесь созданы все условия, чтобы дети развивали свои способности: кто-то ходит на спортивные секции, кто-то посещает вокальную студию «Эра» под руководством Пархаевой Оксаны и другие кружки, все дети находят себе занятие по интересам.

борьба

Вообще, у нас школа-интернат среднего общего образования, но учатся и шимкинские дети, и дети из отдаленных сел, где нет своей школы. Прибывают  и  дети по ходатайству КДН, органов опеки — это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Мы всех принимаем, наши двери открыты для всех. Одно из наших направлений — это профилактика правонарушений. Попадая к нам, дети часто исправляются. Ко мне в класс, например,  привели одного мальчика и, проучившись три года, он подтянулся по учебе, стал активным, сейчас получил благополучно аттестат. В его бывшей школе учителя не узнают его и удивляются, что трудный ребенок мог так измениться.

Конечно, это интернат, условия проживания совсем другие — в отрыве от родных. Но когда дети живут здесь, у них все меняется, они  уже, бывает, и не хотят на каникулы уезжать. Здесь у них общение и совсем другой климат. В этом году много детей прибыло из села Гужиры. Например Туркина Ирина — спортсменка,  жалеет, что раньше не попала к нам. В сельских играх в этом году она представляла  район в спортивном ориентировании и не уступала взрослым участникам.

Одно из направлений школы трудовое — это наш знаменитый пришкольный участок. Часто дети приезжающие к нам, ничего не умеют делать. У нас же есть курс «Растениеводство и  основы агрономии». Дети с 5 класса учатся различать семена, сами пикируют и  сажают рассаду, сами выращивают овощи и цветы.  Многие дети останутся после школы жить в селе, и  уже все будут знать и уметь. Наш  пришкольный участок  лучший не только в районе, но и в республике. Приезжают посмотреть на него учителя биологии, заведующие пришкольными участками со всей республики и даже Иркутской области. Дети, работая на нем приобщаются к труду. С  1 июня на участке работают дети, живущие в интернате. Мария Ильинична составляет график — каждый класс отрабатывает определенное количество дней. С июля практика у приходящих детей. Осенью из урожая мы всем коллективом делаем заготовки на зиму.

2016-07-01_034333

 

DSCN0397

Наша задача не только обучение,  но и социализация детей, чтобы они, выйдя из стен нашей школы, уже умели обеспечить  себя. Выпускники-мальчики у нас получают бесплатно права тракториста, да и девочки по желанию, могут получить их.

С 2011 года работал договор с БРИЭТ в с. Тунка на очно-заочную форму обучения. Девочки получали тогда дипломы поваров, мальчики сварщиков, а так же  водительские права. Вместе с аттестатом школы они тогда получили еще права тракториста, водительские права и дипломы БРИЭТ. К сожалению, это программа свернулась,  но сейчас мы планируем запустить  проект «Путевка в жизнь» с Инженерно-Педагогическим Колледжем в с. Кырен. После 9-го класса по проекту ученики  смогут стать очными студентами, получать стипендию, и  в то же время остаться нашими воспитанниками. Надеемся, что этот проект заработает. Родителям эта идея очень понравилась, ведь дети смогут получить среднее профессиональное образование без выезда из района.

Мы все время ищем новые формы работы с детьми, стараемся максимально занять их. При поддержке директора школы Марии Борисовны мой класс выехал в этом году на  зимний фестиваль подледной рыбалки на Мойготах «Алгана-2016». Столько они эмоций там получили, и рыбу ловили, и на лыжах ходили, и в состязаниях участвовали. Уже три года мы выезжаем на этот фестиваль, и если в первый раз дети ничего не знали о рыбалке, то в этом году у многих уже были свои снасти. А когда я поехала на республиканский конкурс классных руководителей, Мария Борисовна арендовала нам автобус, и я вывезла с собой в качестве группы поддержки весь свой класс. Мы ходили в кино, гуляли по городу, и дети надолго запомнят эту поездку.

Галина Доржиевна Аюшеева —  председатель ТОС «Исток» 

— Я руководитель школьного историко-краеведческого музея. Создание ТОС «Исток» — большая заслуга нашего директора Марии Борисовны, именно она предложила мне в прошлом году принять участие в республиканском конкурсе ТОСов. Я подобрала членов ТОС в составе 15 человек, обговорили направление, она нас во всем поддержала и помогала. Год поработали, оформили документы, отправили, и в конце года пришел призовой фонд 80 000 рублей. Мы получили Диплом 3 степени за подписью Наговицына,  деньги перечислили, я уже съездила в Иркутск, приобрела мебель, музейное оборудование, стенды.  А для школы я приобрела цветной принтер, без которого очень трудно обходиться в работе.

Первоначально музей задумывался как музей казачества, но постепенно он заполнился национальной бурятской тематикой и  стал историко-краеведческим. Кроме казачества у нас собраны материалы по истории  села, по ветеранам и детям войны. Есть в музее стенды с фотографиями и легендами сакральных мест: Тамхи-Баряяша, Елоты, Даркинской бабушки. Сейчас музею выделили  еще один кабинет специально для зала воинской и боевой славы.

Для классных руководителей сложность работы в интернате — это отсутствие родителей, нет возможности с ними встретиться. Но зато для уроков, самоподготовки, кружков и  мероприятий  огромный плюс —  все дети на месте, и  всегда можно их собрать.

Главный атаман Геннадий Корсаков частый гость нашей школы. Он приезжает проводить обряд посвящения мальчиков в казаки, приглашает наших воспитанников на казачьи мероприятия. Так же нам помогает наш станичный атаман Григорий Усольцев, наши ребята помогали установить поклонный крест атаману Шубину Андрею. Раньше у нас был школьный ансамбль «Иван да Марья». К сожалению, руководитель Фаина Георгиевна переехала в другое село.

2016-07-01_033717

Многим детям мы — работники школы — заменяем родителей. Из дома мы приносим одежду своих детей, покупаем канцелярию . Наши выпускники к нам постоянно приезжают.  Некоторые приезжают первым делом не в родное село, а именно в школу, ходят по кабинетам, общаются с учениками и рассказывают свои истории. Да и нынешние 11-классники на выпускном вечере не могли сдержать слез. Плакал и их классный руководитель, и учителя, и работники школы. Ведь все мы одна большая семья. 

В общем, жизнь в школе идет. Идет порой сложно, ведь она, жизнь — не простая, но и дети, и учителя делают все что возможно для того, чтобы их жизнь (с жизнью школы они ее не разделяют) стала лучше и краше. А учителя, воспитатели и работники Шимкинской школы —  необыкновенные люди. Добровольная взятая на себя ответственность  стать  родителями для многих и многих воспитанников наложила на них свой отпечаток, они —  настоящие  вершители детских судеб. 

Последний учебный год школу возглавляет Мария Борисовна Парпаева. Молодая, креативная, она всей душой болеет за детей, за коллектив, за работу. Ведь кроме директорской работы Мария Борисовна Парпаева несет еще и общественную нагрузку — она  депутат районного Совета.

Когда читаешь строки ее депутатского отчета, невольно удивляешься ее энергии, тому, как она успевает сделать столь много!

Очень  тепло отзывается о ней Вера Лопсоновна Санжеева, пенсионерка, жительница с. Харбяты:
— Мария Борисовна не то, что как депутат, а как человек первая откликнулась на мою трудную ситуацию. Раньше мы даже не были знакомы. Она у нас в селе только баллотировалась  в депутаты и ходила по домам. Зашла в к нам, обо всем расспросила, узнала нашу непростую ситуацию. Я  с внуком-инвалидом решила тогда ехать в Читу на лечение, она первая оказала нам помощь, и еще вышла на депутата Народного Хурала Кима Галсанова.  Потом  Мария Борисовна сама стала депутатом, пригласила Ариг-УС ТВ, они выпустили репортаж, после которого нам тоже перечислили помощь. И хотя сейчас она работает директором Шимкинской школы,  но без внимания нас не оставляет. Постоянно звонит, внукам подарки привозит. Не было такого праздника, чтобы она нас не поздравила или сама не приехала. 

Жительница Харбят Наталья Мальжунова отзывается о ней так:

Мария Борисовна очень отзывчивый человек, всегда идет навстречу. Оказывает спонсорскую помощь в проведении наших мероприятий, в преддверии юбилея Владимира Саганова она внесла большой вклад, поддержав наши идеи, на 9 мая мы школой организовали чаепитие для ветеранов, к Марии Борисовне обратились, она сразу же нам дала положительный ответ. Приезжает в наше село на все мероприятия, сельские сходы. 

А вот что говорит Татьяна Цыренова , жительница ул. Солнечная с. Кырен:

— Мария Борисовна нам очень помогла в строительстве и открытии детской площадки. Выделила деньги на строй-материалы, помогла провести собрание жителей наших улиц. С Москвы приехала девушка-художник и раскрасила площадку. Теперь дети даже зимой там играют. Сейчас она подала  идею провести волейбольный турнир между улицами. 

Анна Сороковикова, проживающая по ул. Ивахинова в Кырене:

— Мы всей улицей написали Марии Борисовне письмо, чтоб  хоть немножко отсыпали нашу улицу. Привезли четыре  КАМАЗа,  отсыпали. На всю улицу, правда, не хватило, в середине еще остались ямы. Еще построили детскую площадку. Но далековато от нашего дома. Рядом есть место, где тоже можно было бы сделать площадку, но его превратили в свалку. Хотелось бы, чтобы с этой свалкой и вывозом мусора уже как-то решили вопрос.

Есть школа, которая стала и детям, и взрослым семьей. Есть коллектив, который отдает учащимся все свои силы, все свои таланты. Есть благодарные ученики, которые всю  жизнь будут опираться на родную школу и благодарить судьбу за то, что им довелось учиться в ней.

Мы желаем Шимкинской школе-интернату успеха во всех благих делах, поздравляем с наступающим юбилеем и надеемся, что все невзгоды и напасти минуют одну из лучших школ района стороной!

Редакция «Тунка24»

 

Поможем сайту!

Школа, которая стала семьей.: 18 комментариев

  • 01.07.2016 в 02:39
    Permalink

    Так уж получилось, что рядом с Шимкинской школой я прожил целый год. Регулярно в ней бывал все это время, одноклассница там работает и (присоединяюсь к словам ученика Амгалана) мой учитель, Валерий Иванович, которому я благодарен за многое. Нормальная школа.
    На ТункаРБ, кстати, статья появилась — ура, в Шимки нарисовалась Вежевич и разгромила там все. Фотки в зарубинском стиле… сразу анекдот вспомнился. «Приезжает в часть проверяющий, все в порядке, но придраться надо, идет по боксам с техникой, смотрит — опа, есть! Подзывает солдата:
    — Товарищ ефрейтор, что это у вас тут? — и проводит белым платочком по гусенице танка. — Какую народную поговорку вы по этому поводу знаете?
    — Свинья повсюду грязь найдет, товарищ подполковник!»
    Лето, дети разъехались, ремонт идет. Естественно, что бардак, который устраняется к сентябрю, неизбежен. Такое впечатление, что госпожа Вежевич и сопровождающие ее лица живут в облаках, питаются исключительно нектаром, а пьют исключительно французское шампанское… я бы понял еще саму Вежевич, но там ведь на фотках и Мунко Батаевич засветился, который по организационно-ремонтной работе и вообще на работе в школе (после Валерия Ивановича он — самый лучший директор Горхонской школы на моей памяти) профессионал высокой пробы и прекрасно знает, что летом во время ремонтных и прочих работ в помещениях творится. Ах, продукты испорченные валяются… так, простите, как я понял, никто этим никого кормить не собирается, а что убрать не успели — смотри выше. То, что из 11 ребятишек в школе трое… лето. Жара. На ящик «Швепса» могу поспорить, что эти правильные ребятишки тусуются на Иркуте или Тайтурке, а госпоже Вежевич про это тупо не сказали, чтоб она еще больше в транс не впала. Это, блин, не Карелия, это Шимки. Здешние ученики по веревке без помощи ног заберутся, клеща заставят сделать прививку от энцефалита и из Иркута вынырнут с хариусом в зубах, как истинно тункинские отморозки, попутно всех КВНом закошмарив. Правильные дети, не надо таких Вежевич показывать, вдруг у нее глаз дурной и они в толерастов беспонтовых превратятся.
    Ну и прочее такое… не наезжайте на туезошников. Они живут как могут и живут неплохо.

    А корень всех этих разборок — в депутатстве директора. Жалоба, скандал, вой в прессе в тункаэрбэшном стиле — и глядишь, одним неподконтрольным директором школы+депутатом райсовета стало меньше. Местечко для своих освободилось… интересно, для кого? Просто так у нас исторически сложилось, что директорство в Шимкинском интернате достается тем, кто в свое время пролетел с районной администрацией. Степанов там рулил, Хоренов и т.д… для кого место готовят?

    В общем, руки прочь от туезошников.

    Ответ
  • 01.07.2016 в 03:43
    Permalink

    согласна с 789. еще не давно шла речь о закрытии интерната, благодаря общим усилиями сумели его отстоять, а сейчас что происходит. в общем с далахая перекинулись на шимки и хотят убрать неугодных директоров. а ведь интернат единственный в районе для детей в трудной жизненной ситуации. мне кажется именно там они могут найти нормальное отношение, оптимальные условия проживания, питание, что не мало важно. команда и.а. никак не успокоится, все продолжают поливать грязью. Иван Александрович! когда же вы придете в себя и у Вас проснется совесть? надежда на это хоть есть или нет?

    Ответ
  • 01.07.2016 в 07:20
    Permalink

    На тунка рб прочитала статью, жалко, что эту школу поливают грязью, что чиновники малограмотные местного розлива, смогли оказать влияние на вежевич т. она же грамотная женщина, а почему под их дудку поет не понятно.

    Ответ
  • 01.07.2016 в 08:14
    Permalink

    да что тут странного все повязано. знакомая рассказывала, что за последние несколько месяцев у них было около 10 проверок. не знаю как там директор вообще еще держится. Таханова Л. говорит что анонимки на директора пишут сами работники школы. просто интересно им работа не нужна что ли, если интернат закроют они все останутся без работы, а куда дети пойдут. а на тунка рб пишут про проблемы, на самом то деле получается что там такие работники, которые ничего не хотят делать, а только жалобы строчат. А-а-а-у-у-у, работники интерната может надо уже хорошо работать? а не позориться на всю республику.

    Ответ
  • 01.07.2016 в 10:40
    Permalink

    Тахановой Л. нельзя верить, та еще вруша. Не удивлюсь, если она и окажется автором анонимных писем -докладных на директора школы — интернат. От нее все можно ожидать.

    Ответ
  • 01.07.2016 в 14:02
    Permalink

    На тунка рб опять добрались до личного и неприкосновенного как дети и родители, они в своем репертуаре, че уж говорить, говно там так и прет

    Ответ
  • 01.07.2016 в 14:04
    Permalink

    Читаю на ТункаРБ комменты — и вот как чувствуется. Сидит кто-то и как Кашпировский такой — даю установку, завалить директора! А до ребятишек, по ходу, всем по фигу.

    Ответ
  • 03.07.2016 в 15:29
    Permalink

    Вот кому все равно до детишек — это Парпаевой МБ. Сплошное безобразие там творится и это ФАКТ!

    Ответ
  • 03.07.2016 в 15:41
    Permalink

    во первых придумай себе другой ник, а во вторых какое такое безобразие. не знаешь не базарь.

    Редакция «Тунка24» присоединяется к мнению комментатора Ирина. «Ирина 2», убедительная просьба не дублировать ники, один\одна додублировались и доигрались, теперь на ТункаРБ свою бурную энергию употребляют во вред обществу.

    Ответ
  • 03.07.2016 в 17:07
    Permalink

    Приезд, показ, статья, понос — это стиль работы нового главы , его стиль работы привыкайте Тункинкинцы. Скоро они всех так будут строить , строя, свою политику они нечураются ни чем . Даже всю родословную перекролят. Молодых специалистов всех под растрел пустят, только чтоб Самаринову отомстить .

    Ответ
  • 03.07.2016 в 23:28
    Permalink

    А Самарин-то сразу менял руководителей республиканских учреждений в районе,уж не говоря об муниципальных.Никому наверх он не жаловался.Он был жестким главой. Молодец!

    Ответ
  • 05.07.2016 в 08:51
    Permalink

    Админ не дремлет. Все вредоносные попытки Доставателя проникнуть на сайт «Тунка24» пресекаются строжайшим образом. Доставатель, идите туда, где Вам и место, на «ТункаРБ». Там любят таких.

    Ответ
  • 05.07.2016 в 17:07
    Permalink

    Мда интересная история получается, значит парпаева делает ремонт, вежевич пишут жалобу , она разъяренная приезжает в компании местных томогавков, делать свою политическую грязь руками уполномоченного по правам ребенка!!! че за бред то, приехала не посмотреть, ни помочь ни детям ни школе, взяла с собой красную шапку и зажгла! Офигеть! А то что в республике каждый год растет количество студентов-наркоманов не волнует вежевич,Когда в одном из интернатов забеременела несовершеннолетняя? тоже нет. А что с мальчиком бедным инвалидом который умер по ее словам от истощения? он от пневмонии умер так то, имеется заключение судмедэксперта. Приехала кричала от вопиющего возмущения, даже в дом не зашла к потерпевшим….нельзя так работать

    Ответ
  • 06.07.2016 в 03:56
    Permalink

    Почему нельзя было оставить Лубсана Маншеева, ведь это он отстоял интернат. Нет, надо убрать а теперь эти баталии с ПМарией. Ведь сами работники хотят от нее избавиться . Никто их не спрашивает. Лубсана грамотный умный при нем такого бы не было!!!!

    Ответ
    • 06.07.2016 в 04:10
      Permalink

      Не знаю, что там было с увольнением Лубсан Михалыча, но его явно зря тогда убрали, есть у парня потенциал, есть. Но что случилось, то случилось.
      Другое дело, что подобное могло случиться и при нем, и при Степанове, и при Хоренове… лето. Основной упор в Шимках исторически в это время делается на пришкольный участок, в собственно школе идет ремонт.
      А история с мороженым… мне так представляется по размышлению, что это была грамотная провокация с подачи кого-то из коллектива учителей. Если рассмотреть чисто конспирологический, у нас в долине «теория заговора» только в путь работает:
      1) Кто-то из школы пишет жалобу в инстанции.
      2) Подготавливается приезд Вежевич.
      3) За сутки перед приездом в школу завозят халявное мороженое. Естественно, ребятишки его съедают, а что добру пропадать, в нашем разудалом тункинском стиле про обертки и прочее забывают, уборка после этого не производится, ящик с протекшим растаявшим мороженым выставляется на видное место. Все это делается без ведома и помимо директора, которая бегает по ремонту и прочему, не проконтролировав функций уборщицы и завхоза в данном случае. Кстати, КТО завез мороженое — вопрос открытый…
      4) «Агент из школы» дает отмашку в районо и районную администрацию.
      5) Приезжает Вежевич и «строит» всех. Вместе с ней приезжает, естественно, «Аркаша-Скандал-Шоу», начинается массовое надругательство над разумом.

      Вот примерно так.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo