Воздвигнуть монумент прародительницы монголов Алан-гоа в Тунке!

Аламжи Сыренов выступил с эпохальной инициативой строительства в Бурятии памятника легендарной Алан-Гоа, прародительнице золотого рода Борджигин и рода великих монгольских ханов.

Портал АРД  приводит обращение бурятского политика к  своим землякам:

на фото: Аламжи Сыренов, председатель Тункинского районного Совета депутатов

«В настоящее время наша республика, как и вся страна, переживает не самые хорошие времена. Напряженная международная ситуация и экономический спад в России обуславливают политическую нестабильность в  Бурятии. Всё это мы ощущаем, как говорится, на себе. В тоже время в республике целом и у бурятского народа в частности намечается устойчивая тенденция к возрождению национальной культуры, самобытности народа и определению роли и места бурятской нации в России.

В этот сложный для страны период такое сплочение народа вокруг своих традиций является одним из важнейших факторов устойчивости общества. Возрождение традиций скрепляет многовековую дружбу русского и бурятского народов и при правильном к нему отношении показывает дальнейший путь развития. Как мы знаем, любой кризис — это начало нового витка развития.

В этой связи я выступаю с инициативой строительства монумента легендарной праматери всех великих монгольских ханов хори-туматской царице Алан-Гоа в Тункинском районе Бурятии. Считаю, что это может ещё больше укрепить российско-монгольские отношения, дать существенный толчок в развитии бурят-монгольской культуры. Вместе с тем, памятник Алан-Гоа будет способствовать развитию в Бурятии паломнического и этнографического туризма.

Образ Алан-Гоа, обладая глубинным философским смыслом примирения и целомудрия, поможет укреплению дружбы между народами и странами», — написано в обращении председателя Тункинского районного Совета депутатов Аламжи Сыренова.

Справка:

Средневековая история предков бурят полна бурных событий, повлиявших в том числе и на историю соседних регионов и народов. Племена бурятских гор, тайги и степей участвовали в военно-политической активности в Центральной Азии и Южной Сибири, были вовлечены в торгово-экономический и культурный обмен.

К X веку хори-туматы — одно из крупнейших народов того времени — занимали обширную территорию между Хубсугулом и Байкалом, по рекам Ангара, Лена и их притокам. Южная ветвь хори-туматов в суровом горном краю расселилась в Тункинской долине, горной Оке и по берегам Хубсугула. «Сокровенное сказание монголов» сообщает, что в местности «Ариг усун в Хори-Туматской земле родилась Алан-гоа». Она была дочерью Хорилартая-мэргэна, одного из хори-туматских вождей, который принял решение с группой своих сторонников переселиться на Онон. Это решение имело эпохальный характер. Предки бурят соединились с восточными монголами и образовалась новая общность — монголы-нируны.

Известные по летописям монгольские племена, — борджигины, тайджиуты, баруласы, -относили свое происхождение к Алан-гоа. Знаменитый персидский летописец Рашид-ад-дин, зафиксировавший историю монгольских правителей, так писал о ее потомках: «Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении. Первая – те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из числа сыновей, племянников и их рода уруг, независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род. Вторая – те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено, которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана. Третья – те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом колене, Кабул-хана, называют кият-бурджигин». Из кият-борджигинов происходил Чингисхан, из баруласов — Тамерлан.

Образ Алан-гоа остался в памяти монголов как образ правительницы, показавшей своим детям, будущим ханам, крепость единения на простом примере — связки стрел, которую трудно сломать. В Девяти Белых юртах в Ордосе, в центре культа Чингисхана, монгольские правители совершали обряды в честь Алан-гоа, называя ее Суту-хатан («Обладающей величием царицей») или Эши-хатан («Царицей Корня»). Историческая роль Алан-гоа в том, что взращивала в монголах стремление к единству и уважение к предкам.

Алан-гоа происходила из народа хори-туматов, потомками которых сегодня являются современные хори, хонгодоры и шошолоки. Потомками Алан-гоа в Бурятии также являются племена из рода Чингисхана. Ее личность объединяет представителей родов, живущих в разных концах Бурятии. Алан-гоа родилась на земле той хори-туматской ветви, что населяла тысячу лет назад горные районы, поэтому увековечить ее память следует прежде всего вблизи ее малой родины. Горы Тунки являются достойным местом для возведения памятника прекрасной хатан, дочери бурятского народа и прародительницы монголов.

Воздвигнуть монумент прародительницы монголов Алан-гоа в Тунке!: 26 комментариев

  • 12.06.2016 в 18:11
    Permalink

    Дебри какие то. Причем тут «в республике целом и у бурятского народа в частности намечается устойчивая тенденция к возрождению национальной культуры, самобытности народа и определению роли и места бурятской нации в России» , прародительница монголов и » Напряженная международная ситуация и экономический спад в России обуславливают политическую нестабильность в Бурятии.»
    Буряты традиционно исконные государственники, как и русские никогда не бившие себя в грудь и не кричащие о возрождении самобытности и национальной культуры, а стоящие на том что всё принадлежит всем и все равны. Разыгрывающие национальную карту с вытягиванием их из глубины веков смахивают на украинцев и не долговечны. Монголы издревле высокомерны по отношению к бурятам, а их ушедшие исторические натуры, типа великого Чингисхана, не могут являться образом будущего для бурятского народа. А Алан -гоа, кем бы она не была, не может быть знаковой фигурой для преодоления политического и экономического кризиса в Тунке, и всюду, а может быть лишь подобием придорожного дацана в Жемчуге, ныне на бозе почившего. Возведение памятника Алан-гоа в Тунке это всего лишь бизнес проект для узкого круга лиц, как правило организаторов. Увековечили бы своих районных глав, и это бы была своя история, понятная и близкая, а главное поучительная, для будущего весьма полезная.

    Ответ
    • 13.06.2016 в 18:14
      Permalink

      Надо бы в связи с этим…увязать идеи Хуннского направления-
      самоиденфикации бурятов. Ведь всем монголам слится никто не даст, да и в ООН сейчас проблемы. Но идея,что до монгольского самоназвания мы существовали как Гунны-(хунну), это очень… ныне актуальная и своевременная идея! Можно привести… в… порядок-Гуннское городище,поставить ТАМ ЖЕ памятник как… Шаньюй Модэ или иначе Шангуй(Шанга-Модон)первому вождю Хунн-гоа-доро (Хонгодоров)- так и Алан-гоа(еще один памятник) и Аттиле(Этхил)хану Этигилу,довести до музея мирового уровня,
      пригласив делегации Венгрии,Монголии и тп. И поменяв имя-
      на субъект РФ- Гуннская Hunngamal Araday Республика, а Главу
      Бурятии как Глава-Шангуй(шангы)-Гуннской Республики. Ведь
      «бурят»-это изначально Хакасское племя,которых в Красноярске
      встретили Русские землепроходцы и назвали так все племена-
      Байкальского Региона. А хотя МЫ Хоринцы,Эхириты,Хонгодоры
      и Булагаты…Никакие не «буряты». Как Колумб назвал по ошибке всех Индейцами. Хотя там были Семинолы, Шошоны, Делавэры, Сиу ит.п. Наше колониально-унизительное название «буряты»
      ПОРА сменить…эдакое искусственное прозвище на исконное,
      которое опирается на тотем Лебедь…самоиденфикация! А также
      ЗНАКОВО(тэмдэг),что к нам вернулся Хамбо-Этигилов(Этхил)как-
      современный Аттила, борющийся с развратом Западной(Рим)-
      КУЛЬТУРЫ- на тонком уровне, как бы мифические параллели повторяются, поскольку Сонголы(Сунгамал арад зон)- это есть:
      первые в Ара-Монголии- избранный Заяевым народ,а Этигилов
      есть-перерожденец Заяа-хамбы, первого признанного самой
      царицей Елизаветой в 1741г, а в 1764-году Екатериной Великой,
      Хамбо-ламы Забайкальской Губернии. Поэтому Аксакалы всех племен, Духовенство будут НЕПРОТИВ, переименования РБ в hуннгамал арадай республику. Ведь это…реальный!!! (де-факто)- фактор единения «бурятского» разношерстья в один ЭТНОС!!!
      Хунн-гоа, Алан-гоа, Модэ, Этигилов это все ФАКТОРЫ ЕДИНЕНИЯ с умом соединяя в СКАЗАНИЯХ можно получить ИММУНИТЕТ-
      против ИСЧЕЗНОВЕНИЯ(не телесное, а потеряв свою ПАМЯТЬ)!!!
      ИБО другого такого ШАНСА у нас уже НЕ будет! Ау Хонгодоры!!!

      Ответ
      • 14.06.2016 в 13:21
        Permalink

        Доброжелатель, та ехэ зүб хэлэнэд, энэ бодол хуу барандаа хэхэ хэрэгтэй.
        Сааша Аламжатай сугтаа энэ хэрэг бэтээхэ байнад, гэжэ би һананаб.
        Нэрэй мэдүүлэхэ байнад😊❗️

        Ответ
        • 18.06.2016 в 21:18
          Permalink

          Никакие мы не Хоринцы, а тем более Хори-туматы, даже…
          языки разные, у Хонгодоров как у Казахов «спички»- говорят сэрэнге,осунге и тд,а Хоринцы-ширэ,зурал-тоже самое-не так! Построение слов,интонация все другое.Явала нюдэтьхэ, а у них «Хартаабди нюхаха» и где тут один народ видите? Слово Бахана- столб только у нас Хуннов- Булгар-малахэй,Даалемба,Улгур,Улук-бай,Агалык(ахалик),Оролог (орлук), у нас нюрган,тургэн,а у них нуру-туру. Даже одежда
          у Хонгоодоров другая! И не Хоринских, а Хонгоодорских-
          девушек брали Чингизиды в Пекине. Жена Тимуджина-
          Борте-уджин была Хуннгираткой, а не Хори-туматкой, кого
          вы тут ГОНИТЕ как ХОХЛЫ, напишите еще Ботохой-Толстая
          была Хунгираткой…а Дайдухул-Сохор Хонгоодором!(хе-хе)).

          Ответ
    • 07.07.2016 в 05:43
      Permalink

      дааа,лучше бы эти бабки,что на памятник,потратили б на ремонт дорог.они ж в ужасном состоянии.хоть потом добрым словом поминали б сыренова.а так-….

      Ответ
  • 12.06.2016 в 18:58
    Permalink

    Мне этот проект представляется достаточно перспективным. Хотя бы с точки зрения туризма. Что же до «проекта небольшой группы», так, простите. все РЕАЛЬНЫЕ проекты именно «небольшими группами» и делаются, а польза из них может выйти весьма большая. Вот Дашеев Д.Д. Как на него аршанские шипели за то, что он в «какие-то статуи» вкладывается — а эти статуи для них всех себя уж десять раз как окупили на одних магнитиках…
    Прикол насчет «увековечения глав» нахожу зачетным, но малоэффективным.

    Ответ
  • 12.06.2016 в 21:43
    Permalink

    На сегодня для того , что бы определить значимость Бурятии в России, как свезуещее звено между Китаем, Монголией. И придать ей экономическую важность , а не продолжать жить дотациями мы должны определить вектор развития. Всё-таки за последние годы Тунка стала экономически привлекательной , как для жителей так и для гостей. Нужно нам понимать первый шаг к сотрудничеству — это зная прошлое идти к будущему

    Ответ
  • 13.06.2016 в 05:58
    Permalink

    Какие бы не были критические замечания у народа, эту инициативу не нужно пытаться задушить, как вошло у нас в привычку. Отвечает она экономическому развитию района и подкрепляет духовные устои общества, значит нам это нужно.
    И морально нам не сложно поддержать инициативу, правда?
    Новая администрация почву готовит: убирает мусор. Важный культурно-исторический обьект не поставишь ведь, в окружении мусора.
    Хочется спросить, где будет установлена статуя? Желательно, чтобы она была в административном центре. Кырен у нас не привлекательное место. Тункинцы ездят туда по бумажным делам, туристам же там делать нечего, кроме как районный Сурхарбан посетить может быть. Кыренцы наконец, стали мусор убирать, в других местах района такого масштаба бесшабашности нет.
    теперь нужно кыренцам подкрепить это важное дело культурными ценностями и становиться привлекательнее для всех: для гостей и главное для своих.

    Ответ
    • 13.06.2016 в 16:03
      Permalink

      Можно поставить Статую в Алгаке! на Бугор! Там чище всего!!!

      Ответ
  • 13.06.2016 в 06:22
    Permalink

    Очень хорошее и полезное дело, грандиозный проект. Монголы очень трепетно относятся к образу Алан-гоа и учитывая безвизовый режим, а также развитие внутреннего туризма это еще и экономически выгодный проект. Удачи и успехов в Вашем начинании Аламжи Владимирович!!!

    Ответ
    • 13.06.2016 в 15:55
      Permalink

      Скорее всего статую Алан-гойа установят в Жемчуге,где-то между
      Вышкой и Олон маани или на пике Любви в Аршане или там где
      Ивгай- там трассу горнолыжную можно открыть. Близко,дешево
      и сердито, хотя не удивлюсь,если поставят у кинозал Морхоевой.
      По моему лучше бы было где местность Идаганай hайр…отлично!

      Ответ
      • 13.06.2016 в 17:06
        Permalink

        Завидно стало? а ты выпей спиртного или употреби психотропные вещества легче станет как всегда.

        Будем взаимно вежливы.

        Ответ
        • 13.06.2016 в 19:06
          Permalink

          Комментарий удален как нарушающий правила комментирования.

          Ответ
        • 14.06.2016 в 13:32
          Permalink

          К чему такая корректировка??? Это можно расценивать минимум как пропаганду наркотических средств…

          Ответ
          • 14.06.2016 в 13:38
            Permalink

            «Обдолбаться» — неэстетично. Лора еще в рамках, а вот ответный комментарий пришлось удалить вообще. Редакция думает — а не удалить ли и этот?

  • 13.06.2016 в 19:21
    Permalink

    Доставатель не превращайся в дуракавалятеля. Причем здесь кинозал Морхоевой, хотя он очень неплохо оформлен, приятно прийти с детьми и провести время. Что касается монумента, то это только идея и было бы хорошо, если она воплотилась в жизнь, но и сейчас можно сказать, что это выход на международный уровень. Очень хорошо, что САВ прорабатывает такие идеи и работает над ними, в любом случае это повысит имидж Тунки.

    Ответ
  • 13.06.2016 в 19:35
    Permalink

    Наверное, стоит обратиться к историкам, этнографам, вообще людям науки. Найти точное место рождения Алан-Гоа крайне маловероятно, но место можно выбрать исходя из соответствия историческим фактам хотя бы приблизительно.
    Более того, я знаю это место. Между Хужирами и Шимками, на поле с правой стороны. Достаточно близко до местных сакральных мест, хороший подъезд, само по себе место весьма одухотворенное. Плюс подъезд хороший.

    Ответ
    • 14.06.2016 в 13:29
      Permalink

      Да, нужно несколько мест рассмотреть. И все же на подьезде к Кырену было бы лучше, чтобы как-то сделать центр привлекательным. Но в самом Кырене наверное не стоит, так как нужен красивый пейзаж, без жилых построек.

      Ответ
      • 07.07.2016 в 05:46
        Permalink

        даа,кырен,конечно,выглядит как свинарник,где гл.архитектор района,за что ему платят зарплату?стыдно за такой райцентр

        Ответ
    • 16.06.2016 в 11:27
      Permalink

      Мы вообще, о чем говорим? Версия) Для попутного развития района, можно бы установить статую Алан-гоа в Харбятах, на Холмиках, «Болдак-солдаках»- тамошних:
      1) Там родился великий Саганов- как достойный сын Алан-гоа!
      2) Там как бы проводится де-факто Районный Сурхарбан!!!
      3) Место «луговое, перспективное»,скотоводство по Саганову, и как-следствие- Сеть придорожных Позных-кафе,мини Скачок по-Дэн-Сяо-Пину- ИНФРАСТРУКТУРЫ, а потом ну можно и в других местах организовывать сурхарбан-хонгодор-олимпиаду- типа-сочи-2(в тунке), а если хотят на Хойморе Статую установить, то «Идаганай hайр»- для Статуи Алан-Гоа ПОДХОДИТ-как раз кстати-
      с Северной стороны(Хойморе)от Иркута, недалеко Бурхан-бабай и гора Мон-уула с запада от которой поблизости Самовозникли ВСЕ монголы!!! Реально! Хотя я согласен выше Доброжелателем, что мы никакие не «буряты» и маанголы- а вполне Гунны(Хунну) Хун-гоа-ДОРО(хонгодор)- Алан-гоа- ДОРО, поэтому ОНА- статуя должна быть наверху, дээшэ…чтобы ездили просить детей и т.п!

      Ответ
      • 16.06.2016 в 13:01
        Permalink

        Я все же больше думаю про местность между Кыреном и Шимками… но в данном случае имеет смысл предоставить слово людям знающим.
        Из чего исхожу? Из того, что в 9 веке нашей эры, малый климатический оптимум. На месте современного Кырена/Шимков — обильная травами лесостепь, идеально пригодная для кочевого скотоводства, мелкие речки — идеальны для водопоя. А на месте тех же Харбят в то время — Иркут и крайне болотистая местность. Подчеркиваю — тогда, в 9 веке.

        Ответ
        • 18.06.2016 в 20:36
          Permalink

          Согласен… что климат и прочее… но в «Сокровенном… сказании»…монголов написано, что предки монголов… растопили гору-«Мон»-(красную,видимо руда), спустились вниз к Тенгиз-гол-(видимо Байкал)-облаченные в железо и вооружением,шлем стремена,пики,железные наконечники стрел и т.п перешли по льду и пришли на реку Онон. Ведь в Мондах есть по мифу врата -отверстие-где эти монголы-там прошли, собственно слово монгол от горы «Мон» и долины «Гол», идущей от нее! И это заметьте все, далеко до 9-века!!! Причем предки Чингисхана, например Буртэй-чино и Борджигины по отцовской линии были чистыми Тюрками,
          видимо Синие-Орхонские… Кюль-Тегина, которые после- удара от Уйгурского Каганата-прятались в Саянах и позже которые взяли имя- «Мон-гол», до этого таких и не было!!! Смешавшись с Дунху,видимо переняли язык большинства.
          Известно из источников что свыше 100-тысяч семей Хунну,
          перешли к Таншихаю-Сяньбийцу. Дунху-разделились на 2-
          сяньби и ухуаней. Динлины-скифы получили сильнейший
          удар от Таншихая и от восточных Хуннов, ушли далеко на запад.Китайцы в союзе с южными Хуннами сильно побили
          северо-западных Хунну-(Гуннов)-отчего те, также ушли далеко на запад.Остатки северных и восточных Хунну 200-тыс. семей смешались с Дунху и образовали будущий монгольский большой этнос, а Ухуани-30тыс. и южные Хунну-100тысяч.-были окитаены. Позже в 14 веке из 600-тысяч монголов вернулись в степи только 60-тысяч, т.е после свержения Китайцами ига. Остальные силой -окитаены! Лишь через 50-лет Китай- опять захватили кочевники Маньчжуры- конные эвенки- бывшие вассалы-(монголов-погрязших в склоках). В языке Дунху- который
          имеет и маньчжурско-эвенкийские и тюркские слова, нет
          отношения ни к тому ни к другому. Современные языки-ни эвенкийско-манчжурский, ни тюркский непонятен для- Дунху-монголов, как английский с итальянским разнятся!!! Скорее это язык- Хуннский, так как на нем говорят в Тунке!
          Хунн-гоа(гоо)доро!-(Хонгоодоры),потомков тотема Лебеди!
          Поэтому Алан-гоа НАДО-на-Идаганай hайр-поближе к Мон!
          С северной(хоймор)-стороне Иркута, Ким Андреич знает…

          Ответ
  • 14.06.2016 в 05:55
    Permalink

    Какая новость! Молодец Аламжи. Этот монумент прародительницы был бы очень кстати сейчас.

    Ответ
  • 07.07.2016 в 14:13
    Permalink

    Что на это (статую Алан-Гоа) скажут ученые — историки? Имеются ли основания устанавливать ее в Тунке? Пусть свое слово скажут именно ученые (истинные!), а то уже место подыскивают некоторые.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo